Архів за місяць Листопад 2007

Улица КРАКОВСКАЯ

Под названием Татарская вспоминается в документах уже в 1382 г., название связано с тем, что на этой улице жилы татары. Имела она и другие названия того же происхождения - Поганска (”языческая”), Сарацинская. Современное название впервые встречается в 1441 г. и происходит от того, что улица была началом большого пути на Краков, который проходил современной ул. Городоцкой. Отсюда же и название врат, которые завершали улицу. Краковские врата, одна из двух врат города.
В конце XVI ст. оконницы бокового фасада дома (от ул. Сапожной) были местом своеобразной стенгазеты - на них писали эпиграммы, рисовали карикатуры. И те, и другие иногда имели политическое содержание, а чаще всего это было высмеивание личных врагов, часто - достаточно непристойне. Подобное явление перед тем мало место в Риме. Там с этой целью использовалась статуя возле мастерской сапожника Пасквино, откуда и пошел общепринятый срок “пасквиль”. Во Львове ему отвечало высказывание “попасть к старухе”, потому что дом принадлежал госпожа Абрековий. “Что говорит госпожа Абрекова?” - этими словами львовяне часто приветствовались утром. Первой жертвой стала сама владелица, а затем взялись за других. Особенно доставалось магистрату - руководящему органу города. Нововведение приобрело международный характер, потому что во время ярмарки этим творчеством занимались и приезжие из других стран. В 1601 г. магистрат вынужденный был выдать специальное постановление, которое запрещало подобные упражнения, и поставить у дома сторожу.
В 1613 г. под Львовом появились остатки польской армии, разгромленной в России. Положение солдат было очень тяжелым. Военной добычи, основы финансирования тогдашних армий, нет - из России пришлось отступать в таком темпе, что о добыче нечего было и думать. О выплате задолженности из пустого казначейства не могло быть и языка. Денег нет, пищи нет. Тогда войско восстало, отказавшись повиноваться королю, и образовало дежурную конфедерацию. Во Львов солдат не пускали, потому они грабили околицы, в частности королевские имения. Бы июле конфедераты все же проникли во Львов, их штаб-квартира разместилась в Арпковский камъяници.
Конфедераты просидели во Львове почти год - до весны 1614р. Наконец было достигнуто соглашение с королевскими комиссарами об уплате денег. Расплатился за это Львов. На удовлетворение требований относительно платы он должен был дать 10 тыс. злотых, а по-видимому, дал бы и больше, только бы избавиться от “защитников”. Во время этих событий камъяниця была очень разрушена.
Дом O 4. Дом сведен в середине XIX ст. На фронтоне рельеф с изображениями Амура и Психеи работы известного львовского скульптора П.Ойтеле.
За домом находится детская площадка. Дома P 6, 8, 10 и 12, которые стояли на этом месте, были снесены в начале XX ст. В доме P 6, который назывался тогда Кулганкивской камъяницею, в 1573-1574 гг. жил печатник Иван Федоров. Есть все основания допускать, что именно здесь размещалась его типография, в которой увидела мир первая печатная книга Украины - львовский “Апостол”.
Дом Q 7. Построенный в XVIII ст. Внимание привлекает глубокая ниша - символическое изображение пещеры. В нише стоит статуя св. Ануфрия.
Дом R 11. Под названием камъяниця Педианивска известный еще из XVII ст. Современный вид приобрел во второй половине XIX ст.
Дом R 20. В нем 1895-1908 гг. жил выдающийся украинский художник Теофил Копистинский.
Дом S 22. Над ренессансным входом - рельеф, к сожалению, наполовину разбит. Это изображение евангелиста Луки, покровителя художников. За предположением исследователей, в доме в XVII ст. находилась усадьба цеха живописцев.
В XVII ст. рядом с Краковскими вратами был построен монастырь тринитариив. В 1784 г. его закрыли (см. с. 143).
В 1898 г. по проекту архитектора С.Гавришкевича на фундаменте костела тринитариив была построена Преображенска церковь, наибольшая во Львове. Бы церкви находятся две работы известного украинского художника Корнила Устияновича.
Дом U 34. Имеет он странное свойство, в конечном итоге, присущую многим камъяницям Львова: первый этаж ничем особенным не выделяется, но стоит посмотреть вверх - и сам себя спрашиваешь, почему раньше не видел этой красоты? Дом был сведен в начале XIX ст. в стиле ампир. Его фасад милует глаз тонко выполненными изображениями грифонов, ваз и проке.


Улица ГОРОДОЦКА

На сегодня это самая длинная улица города - около 7,5 км. Она состояла из трех отдельных частей, каждая из которых имеет свою историю.
Самая старая часть улицы - от пл. Торговой (именно площади, а не улицы!) к началу ул. Т.Шевченка. В документах она вспоминается под названием “Западной улицы против Кракова” (в 1507 г.). В 1570 г. она уже имела название св. Анни. До конца XVIII ст. началом улицы служили Краковские врата. После снесения городских укреплений она шла уже в современных границах - от Полтви, в которую здесь вливался ручай Среди, или Средняя, что питался из источников Святоюрской горы.
Название улицы происходило от костела св.Анни, какой в капитально перестроенном виде стоит на разветвлении улиц Городоцкой и Т.Шевченка. Его история переносит нас в XVI ст.
Во Львове в 1491 г. вспыхнуло восстание портняжных подмастеров, которые протестировали против нестерпимо тяжелых условий труды. Ясное дело, это не было восстание в собственном значении этого слова. Подмастера решили убежать из Львова. Ночью они перебрались через городской стена, но приблизительно на том месте, где стоит костел, их догнал городской сторож - ципаки - и стала силой заворачивать к городу. Состоялось столкновение, в котором несколько подмастеров было убито. На месте столкновения товарищи погибших установили крест, а в 1504 г. построили небольшой деревянный костел св. Анни - символу милосердия, который позже стал цеховым костелом портных. Конечно, городской власти и цеховой верхушке костел был как соль в глазу, потому что напоминал о мученической смерти юношей, призывал к милосердию. Но ничего не сделаешь - святыня!
В 1509 г. костел был сожжен во время молдавского нападения, но через несколько лет возобновленный. Во второй раз его сожгли в 1648 г. и отстроили в 1673 г. Современный вид приобрел в конце XVIII ст.
Улица св. Анни входила в состав Краковского предместья и была заселена очень густо, преимущественно украинцами. Застроена она была, как обычно на предместьях, небольшими домиками, которые потопали в зелени садов. Большую часть населения составляла беднота. Не следует забывать, что нападения татар, Молдовы, шляхты были повседневным явлением, и первыми от них страдали незащищенные предместья. Потому богатые предпочитали жить в середмисти, под защитой мощных укреплений. А на предместьях селились те, кому не было чего терять, кроме собственной жизни.
В конце XIX ст. улица изменила свой вид и характер. Это было связано с развитием капитализма. Город росло, прежнее предместье стало центром. Появились многоэтажные дома, которые почти исключительно принадлежали еврейской буржуазии. Здесь господствовал торговый капитал. Рабочие же селились на околицах, где строились предприятия.
Улица изменила и назову - из 1871 г. она стала называться Казимиривской, в честь двух королей Польши. Но аристократическое название не изменило сугубо коммерческого характера улицы. Прибыльные дома, магазины, небольшие гостиницы - вот ее лицо.
Характер ее не изменился и тогда, когда после распада Австро-венгерской империи Львов захватила Польша. Улица стала своеобразной демаркационной линией между богатыми кварталами и поселениями бедноты.
Улицы Госпитальная, Котлярска, Солнечная были районом, населенным рабочими. В “Бригидках” была устроена политическая тюрьма. Рядом, на небольшой ул. Яховича (в настоящее время академика Г. Кучера) находилось еще одно место заключения. В этом же квартале разместились комиссариат и казармы полиции.
Часть улицы от развилки к ул. І.Боберського называлась Городецкой. Название это возникло сравнительно поздно - в конце XVIII ст. А сначала (в XV ст.) она называлась Широкой, позже - Краковской дорогой, которой ехали в Краков, а еще позже - в XVIII ст., в период экономического упадка Львова, - только к Городка. Это был первый мощенный тракт во Львове.
Уже сами названия свидетельствуют о том, что улица была важной торговой артерией. Еще больше выросло ее значение после открытия в 1861 г. железной дороги Львив-перемишль. В 1879 г. по улицы пущен конный трамвай, в 1908-1909 гг. - электрический.
Еще в начале последней четверти XIX ст. ул. Городоцка, особенно с правой стороны, была очень слабо застроена. Приблизительно на том месте, где сейчас начинается ул. Марка Вовчка, в конце XIX ст. находились Городоцке источник и водоемы.
В то время железная дорога подходила очень близко к трассе улицы. Железнодорожные перроны содержались на том месте, где сейчас расположен пригородный вокзал, здесь находился вокзал Черновицкой линии, после открытия главного вокзала преобразованный на товарный.
В начале XX ст. на небольшой площади, которая впритык прилегает к Городоцкой и была тогда занята соляными составами, началось строительство костела св. Елизаветы. Это место было выбрано не случайно. Дело в том, что первым примечательным зданием Львова, которое бросалось в глаза приезжему человеку, был греко-католический собор св. Юра. Костел и должен был его закрыть.
Построенный в неоготичному стиле, он и сейчас производит незаурядное впечатление, особенно на приезжих. Костел был сильно уничтожен в советское время. Сейчас здесь греко-католическая церковь св. Ольга и св. Елизаветы.
Улица Городоцка заканчивалась, как уже сказано, возле нынешней ул. І.Боберського. Здесь стояла рогатка, где из крестьян, которые ехали к городу торговать, собирали пошлину.
В 1918 г. улица стала местом ожесточенных боев между войсками ЗУНР и поляками. Польское командование состояло из кадровых офицеров и прекрасно понимало значение ул. Городоцкой - единственного пути, которым могла поступить вооруженная помощь из Польши. Они приложили все усилия, чтобы удержать эту артерию. Удерживая Городоцку, вокзал, аэродром, ул. Янивску (в настоящее время Т.Шевченка), поляки владели всей западной частью города, имели оперативное пространство. А по прибытии подкреплений из Польши судьба Львова была решена. Превращение же города на оперативную базу поляков определило и судьбу всей польско-украинской войны 1918-1919 лет.
В сентябре в 1939 г. на Львов наступала 14-я армия гитлеровцев. Немцы предоставляли большого значения увлечению Львова. Кроме сугубо военной стороны дела (прорыл в глубокий тыл польской армии), это имело еще и незаурядный психологический эффект.
Гитлеровцы 12 сентября вышли на Городоцку. В успехе они сомнения не имели - вся западная граница города защищала один батальон польских войск. На Городоцкий возле трамвайного парка стоял взвод, усиленный двумя пушками. Попытка гитлеровцев прорваться к городу была отбита. Артиллерия расстреливала атакующих прямой наводкой.
Третья часть улицы - от ул. І.Боберського к черте города - называлась Богданивкой. Название происходило от одноименного поместью, заложенного семьей львовских армян Богдановичив в XVI ст. Постепенно Богданивкой стал называться весь район. В 1933 г. улица была включена в состав Городоцкой.
Этот район издавна был рабочим, здесь находились ряд предприятий: хлебозавод “Меркурий” - в настоящее время хлебозавод  1, завод сельскохозяйственных машин (в настоящее время “Львивхимсильгоспмаш”), несколько деревообрабатывающих предприятий. Маленькие одноэтажные домики, узкие немощени улицы - все это свидетельствовало о низком материальном достатке населения района. Правда, не всего. Здесь находились осени железнодорожников - привилегированной части класса рабочего.
За последние десятилетия внешний вид района в корне изменился. Старые предприятия были полностью реконструированы, значительно расширены. На месте жалких лачуг выросли кварталы многоэтажных домов со всеми выгодами, школы, новые предприятия.
Дом  2. Так называемый Товарный дом, построенный в 1913 г. по проекту Ю.Пйонтковського в стиле сецесии с элементами конструктивизма.
Дом  17. В 1370 г. на участке, расположенном рядом, был костел св. Станислава, а непосредственно на месте дома - сад, в котором в начале XV ст. построили больницу для больных лепрой (проказу). Так возник госпиталь св. Станислава. Он существовал почти 400 лет - до конца XVIII ст. В 1784 г. костел был снесен, а госпиталь ликвидирован. Земельный участок перешел в частную собственность.
Участок и дома, которые стояли на ней, перекрывали трассу улицы, что создавало (и до сих пор создает) большие неудобства для движения транспорта. Ликвидировать их не было возможности - частная собственность. В 1872 г. был разработан проект непосредственного соединения ул. Казимиривской из Фурманской. Но осуществлен он не был. И сейчас начало ул. Городоцкой пугает водителей трамваев и автомобилей.
А упомянут выше дом был построен в 1913 г. На первом этаже разместились 13 магазинов, на втором - четыре магазина и кафе. Выше были квартиры. В настоящее время здесь швейная фабрика.
Дом # 20. Это мрачное здание сведено в 1614 г. для женского монастыря св. Бригиди. В 1782 г. во время секуляризацийной реформы он был преобразован на тюрьму, которая достала название “Бригидки”. Вплоть до начала Первой мировой войны предназначалась для криминальных преступников. В августе 1914р. положение резко изменилось. Значительную часть тюрьмы отвели для политических узников, преимущественно украинцев.
Во время апрельских событий в 1936 г. возле тюрьмы состоялись столкновения между демонстрантами и полицией.
Дом % 27. Во второй половине XIX ст. на этом месте стоял дом известного процентщика Шаффля. Пощады должникам процентщик не давал. 1 во Львове бытовал высказывание - “сидеть в Шаффля”, то есть в долговой тюрьме.
В 1867 г. в доме была аптека. Дело в том, что в то время все аптеки Львова были размещены в середмисти. Открывать их на предместьях аптекари отказывались. Эту аптеку перенесли сюда силой. Здесь она находится и сейчас.
Дом & 33. На этом месте до 1784 г. стояла православная Благовищенска церковь. Впервые в документах она вспоминается под 1453 г. Благовищенска церковь была цеховой церковью гаптувальникив. В 1542 г. при ней основано братство, а в конце века - больница. За обычаями тех времен, при церкви было кладбище. Некоторые исследователи считают, что оно содержалось напротив, на современной ул. Шолом-алейхема. С кладбищем связана трогательная история.
Жил во Львове в конце XVI ст. виноторговец Микелини, итальянец по происхождению. Он влюбился в украинку Пелагию - и она ответила взаимностью. Но в 1594 г. в городе вспыхнула эпидемия чумы, и первой ее жертвой стала Пелагия. Родственники вывезли больную за город. Микелини присматривал девушку, но в то время лекарств против страшной болезни не было. Несчастная умерла, а спустя некоторое время умер и Микелини. Пелагию похоронили на Благовищенскому кладбище, а Микелини - на кладбище костела св. Станислава (потому что католик!). Перед смертью он заказал два одинаковых надгробия: два сердца, увенчанных лавром, и стихотворение львовского поэта: “Смерть не разлучила того, что связала любовь”. Надгробия были уничтожены в конце XVIII ст.
Дом + 36. В XVIII ст. участок, который занимает дом, принадлежала монахам-августинцям, а у XIX ст. - костела св. Анни. В 1908 г. здесь был построен Католический дом. По замыслу инициаторов строительства, он должен был стать центром пропаганды католицизма, который в то же время был бы клубом, театром, местом молитвы. Насколько удалось этой цели достичь - сказать тяжело. Во всяком случае вопрос финансирования этой организации было достаточно острым. На нижнем этаже некоторое время продавали вино, выработанное священниками из собственного винограда. Верхний этаж использовался в качестве театр (так называемый Малый). Но театр - вещь нерентабельная. И потому уже 1913р. здесь открыли кинотеатр.
В 1954 г. к Львову из Одессы перевели российский драматичный театр, а в Одессу - Львовский театр музыкальной комедии. Сейчас здесь содержится театр Западного оперативного командования.
Дом / 38. Это правое крыло дома / 36. Издавна здесь содержалась школа. В 1894 г. в доме, который стоял тогда на этом месте, была украинская Высшая школа им. М.Шашкевича, 1935-1939 гг. частная гимназия им. Ю.Словацького в послевоенные годы - железнодорожная средняя школа 0 2. В настоящее время здесь находится средняя школа 0 56.
Рядом с домом - спортплощадка, на которую выходят ворота длинного одноэтажного здания
С середины второй половины XIX ст. участок принадлежал армии. Сначала она была пустой и использовалась в качестве плац для военного учения. В 1881 г. на ней построили манеж им.. Віндішґреца и конюшни. Позже, когда и Львове появился электрический трамвай, и колея прошла по
Городоцкий, манеж был перестроен в трамвайное депо - эту само здание, одну из немногочисленных во Львове достопримечательностей промышленной архитектуры начала XX ст. С 20-х годов здесь размещаются составы.
Дом 2 40. В XVII ст. этот участок входил в состав Балабанивки - имению украинской семьи Балабанив.
Дом, который стоит здесь сейчас, построен в 1839 г. В нем разместились казармы Фердинанда, названные так в честь императора Австрии. Для строительства использовали часть парка св. Анни. Рядом находились продовольственный состав и военный манеж.
В ноябре 1918р. во время польско-украинской войны казармы удерживали украинцы. Попытки поляков взять их штурмом (с предыдущей артподготовкой) были отбиты. И тогда решено было взорвать дом. Польские подрывщики устроили в ресторане госпожа Тененбаум на рози ул. Породоцкой и Марка Вовчка состав взрывчатки, принесли туда 200 кг динамита. Потом они вошли в канализационный канал (вдоль ул. Городоцкой), перетянули взрывчатку к боковому каналу, который, по их мнению, отходил от казарм. 18 ноября заряд взорвали. Но оказалось, что канал проходит между казармами и депо, потому результатом взрыва была лишь трещина в стене.
Поляки заняли казармы, оставленные украинцами, через несколько дней без боя. При Польше их назвали казармами Ю.Бема. У них размещался 5-й полк легкой артиллерии.
Дом 7 42. С конца XIX ст. здесь были транспортные казармы, а позже - военные составы одежды. Дом, который стоит здесь сейчас, был сведен в 30-х годах для польских офицеров.
Дом 8 44. В конце XIX ст. на этом месте был парк с кегельбаном, построенным в 1879 г. Часть участка занимала лесопилка. Нынешний дом принадлежит к началу XX ст.
Дом 9 45. Построенный в начале XX ст., принадлежал наибольшему домовладельцу Галичины Й.Шпрехеру, который здесь и жил. Во дворе находилась синагога.
Невзирая на все свое богатство, Й. Шпрехер был феноменально скупым человеком. Ходил обдертий, питался исключительно картофелем с маслом и никогда не ездил трамваем, потому что жалел 25 грошив на билет.
Дом : 50. Сведенный в 1886 г. В 1928-1937 гг. здесь жил величайший украинский поэт Бы.-І. Антонич. В октябре в 1989 г. на его честь открыта мемориальная доска по проекту скульптора М.Посікіри и архитектора М.Федика.
Дом ; 67. Дом, который стоял на этом месте к началу XX ст., в 80-х годах XIX ст. принадлежал семье Кистринив и потому назывался Кистринивкой. При доме был большой двор, где расположился павильон фотографа Б.Еттелеса. Клиентура его - это преимущественно брачные пары из костела св. Анни и солдаты.
Дом < 83.="" ="" ,="" ="" ="" 1963="" .="" ="" ="" .="" ="" ..="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ,="" ="" ="" (="" ="" )="" ,="" ="" ="" ="">
Цирк находится у подножия Святоюрской горы, на которой стоит величественное здание собора св. Юра
...Еще во времена Даниила Галицкого здесь существовал пещерный монастырь. В около 1270 г. князь Лев построил среди густого букового леса для своего дяди Василька деревянную церковь в честь св. Георгия, или Юра. В около 1437 г. бупо закончено строительство каменной церкви и монастыря. Конструкция ее оказалась настолько крепкой, что церковь не удалось полностью разобрать для строительства в 1743 г. нового храма. В современном виде собор построен 1744-64 гг. в стиле барокко по проекту Б.Меретина. На колокольне собора висит звон, отлитый И" Львове в 1341 г., - самый давний из звонов, которые сохранились на территории Украины, здесь до 1781 г. стоял монастырь василианив. После их перехода к монастырю св. Ануфрия собор стал кафедральным.
Из 1807 г. здесь содержится резиденция галицких грекокатолицких митрополитов. Во время своего визита в Украину в 2001 г. здесь проживал Папа Римский Иван Павел II.


Площадь Ивана ПИДКОВИ

В ХИУ-ХУИИИ ст. на месте площади стоял городской госпиталь Св.Духа. Фронтоном он выходил на ул. Госпитальную. Госпиталь давал пристанище вдовам, сиротам, бездомным бродягам. Существовал он сначала на частные пожертвования, но со временем стал зажиточным учреждением, которому принадлежали земельные участки, прибыли от 50 камъяниць в городе и тому подобное.
Между домом госпиталя и костелом иезуитов проходила узкая улица, которая выводила к Иезуитской калитке, - одного из выходов из города. В конце XVIII ст. дом находился в аварийном состоянии. В 1780 г. часть его завалилась, и потому было отдано распоряжение о снесении госпиталя. Новообразованная площадь достала название Св. Духа. В 1829 г. на ней поставили дом гауптвахты, который предназначался для размещения городского сторожа. О прежнем назначении дома напоминают военные атрибуты на его фронтоне.
Несколько лет тому назад площадь была капитально отреставрирована. Узор, изложенный красным кирпичом, показывает контур фундаментов старого госпиталя. А посредине площади - памятный знак Ивану Пидкови, изготовленный скульптором П.Куликом и подаренный городу. О том, что знак пришелся по душе львовянам и гостям нашего города, наилучше удостоверяет факт, что возле него всегда лежат живые цветы.


Площадь КАТЕДРАЛЬНА

Каждый средневековый город имел два самых главных сооружения: ратушу и собор. Последний всегда был духовным сердцем города, предметом особенной гордости каждого горожанина. Из ступеней собора провозглашались важнейшие государственные указы. Здесь, в храме, хранили военные трофеи. На собор никогда не жалели средств - его красота и величие были своеобразным проявлением местного патриотизма.
Кафедральный собор во Львове был основан, по одним данным, в 1360 г., за другими - на десять лет позже. Некоторые исследователи утверждают, что он был построен из дерева в 1344 г. во имя Наисвятейшей Троицы и сгорел в 1350 г. во время нападения литовцев на Львов. Строительство же каменного храма началось через десять лет.
В 70-х годах XIV ст. была изменена название храма - он стал собором Успення Богородици. Строили его долго, свыше 100 лет, но так и не завершили. По первобытному проекту собор должен был иметь две башни. Одну из них закончили в конце XIV ст., другая так и осталась незавершенной.
Как выглядел собор сначала, сказать тяжело. С определенностью можно утверждать, что он был построен из красного нетинькованой кирпича, кое-где поливаной.
До сих пор вызывает споры авторство проекта. Называют фамилии Дорінґа и П.Штехера, а по другим данным, им был львовянин Ничко.
В 1760-1778 гг. по приказу архиепископа Сераковского была проведена реставрация собора, осуществленная в стиле модного тогда барокко. Готическая башня достала барокове завершение. Снесена большая часть каплиц, которые окружали собор. Исчислении готические и ренессансу алтари были уничтожены или заменены бароковими. И все же основная часть конструкции осталась старой. В настоящее время это единственная достопримечательность церковной ґотики во Львове.
После осады Львова турками в 1672 г. львовяне повесили на стены собора турецкие ядра. В 1772 г. жители города в знак протеста против оккупации Львова австрийцами замуровали парадные входы в собор. Стрильчасти арки, заложенные красным кирпичом, видно и сейчас.
Реставрационные работы велись на протяжении всего XIX ст. Были установлены ряд надгробий, собор украсили картины А.Рейхана и Ю.Хойніцького.
На западной стене в 1910р. была установлена мемориальная доска в честь 500-річчя Ґрюнвальдської битвы, в которой объединены силы славянских народов и литовцев нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену. Доска была уничтожена гитлеровцами в период оккупации города.
Вплоть до конца XVIII ст. вокруг собора существовало кладбище. Точную дату его возникновения установить невозможно, но вероятнее всего, это произошло после освящения собора в 1405 г., поскольку прятать можно было только в освященной земле. Подобные кладбища существовали при каждом храме, но это, конечно, было самым пышным.
Кладбище находилось значительно ниже уровня пл.Рынок, и к нему нужно было спускаться ступенями. Если заглянуть за ґрати, какими пообношено углубление у стены собора, то можно воочию убедиться в том, которым был уровень кладбища в конце 70-х годов XVIII ст.
Кладбище занимало почти всю территорию современной Катедральной площади, было пообношено стеной с тремя входами. Место захоронения зависело от общественного и имущественного статуса покойника. Тех, кто был достойнее (то есть более богатый), прятали в криптах собора. Здесь же было место захоронения архиепископов.
В 1783 г. император Йосиф II выдал распоряжение о снесении во Львове церковных кладбищ и основания четырех общих кладбищ за границей города. Тогда и было снесено древнее кладбище возле собора. Снесли и муры, которые его окружали. На месте кладбища образовалась площадь, которая достала название Капитульной. Капитулу, то есть коллегии духовных отцов собора, принадлежали дома  5-8, отсюда и название.
Бед кладбища осталось немного - несколько надгробных статуй святых, которые и сейчас стоят возле собора, и каплица Боимив, единственная из шести, что стояли отдельно на кладбище. Сохранилось также несколько каплиц, пристроенных непосредственно к собору. Некоторые из них предназначены не только для того, что молит, но и для фамильных захоронений. Мертвые лежали в крипте, а в каплице молились живые, ЕЕ украшали, удовлетворяя тем самым семейную спесь, восхваляясь богатством. Не следует забывать и то, что каплица давала собору прибыль, - от пожертвований, свеч, церковных служб, которые здесь правили.
Украшением площади является каплица Боимив, или, как ее еще называли, Огруйцова каплица. Название происходит от польского слова “ogrojec” - сад и связанная с тем, что на куполе каплицы находится статуя, которая изображает Христа в Гефсиманскому сада. Тема эта широко, представленная в живописи, а вот в скульптуре она редка, просто уникальна.
Заложил каплицу в 1609 г. Георгий Боим. По происхождению он был венгром, учился в университете Бонна. Разбогатев на торговле вином, он получил львовское гражданство, женился. Каплица должна была отвечать его положению, потому что он определенное время был бургомистром Львова.
Автор проекта неизвестен. Допускают, что им был Л.Пфістер или А.Бемер.
Фасад каплицы от площади всплошную покрыт резьбой по белому камню, которая изображает историю жизни Христа. Резьба] отбивает эсхатологическое содержание основного идейного замысла этой достопримечательности как усыпальницы. При создании многофигурных композиций за модели служили обычные люди, поэтому, мы видим перед собой людей XVII ст. Потому изображения имеют не только художественную, но и историческую и этнографическую ценность.
На втором фасаде, от ул. Галицкой - оригинальные портреты Георгия (Дьердя) и Ядвиги Боимив. Третий фасад имеет окно и прекрасный рельеф, который изображает Георгия Змиеборця.
Достойной соперницей каплицы Боимив является каплица Кампианив, построенная в 1629 г. “назло Боимам”. В первобытном виде она не сохранилась - была перестроена в 1660 г. Вмещены из-зовни большие мраморные доски украшены прекрасными рельефами на евангельские сюжеты. Внутри находятся раскрашенные бюсты Павла и Мартына Кампианив.
На восточном фасаде собора привлекает внимание полустертая фреска, которая изображает Богородицю с Христом. Видно сразу, что ее писал непрофессионал. Это копия иконы, написанной в 1598 г. львовским мещанином Юзефом Вольфом на воспоминание о любимой внучке и на искупление ее детских грехов. Икона сначала находилась на внешней стене храма, а в 1644 г. перенесенная к специально построенной Яном Домагаличем каплицы. Во время реставрации каплица была и снесенная, а на внешней стене собора на ее месте вместили копию иконы и портрет основателя каплицы. В 1946 г. икона была вывезена в Польшу (г. Любачив).
Ниже иконы находится рельеф “Воскресенья”. Во второй половине XVI ст. на кладбище был построен мавзолей-каплица С.Дибовицького. Вдова продала мавзолей Яну Шольц-вольфовичу, он стал семейной усыпальницей. В 1765 г. мавзолей снесли. Все, что осталось от него, - этот рельеф.


ПРОСПЕКТ СВОБОДЫ

Перенесемся воображением на двести лет потому и пойдем проспектом к оперному театру. Улицы как такой еще нет. На месте современного правого ряда домов стоит оборонный стена с боевыми башнями. Там, где теперь проезжая часть, - глубокий ров, наполненный водой из Полтви. На месте буду газировать - оборонный вал. Перед ним течет бурная Полтва. А дальше, к тому месту, где сейчас почта и университет, тянется болото, густо заросшее деревьями и кустарниками. В трех местах его рассекают улицы Широкая, Сикстуска и Иезуитская дорога (современные Коперника, Дорошенко и Гнатюка). Это уже территория не города, а Галицкого предместья. Известно, что граница середмистя (центральной части) Львова проходила по современным улицам Леси Украинка, Подвальной, братьев Рогатинцив и проспекту Свободы. С трех сторон середмистя мало две муры - Высокий и Низкий, а от проспекта Свободы - только Высокий. Объясняется это тем, что с запада город “надежно защищала Полтва с ее болотистыми берегами. исля увлечение Галичины Австрией в 1772 году укрепления были снесены, а болото - частично осушено. Образовалась улица, которую называли Нижние Валы, в противовес Верхним Валам - аллее, которая разделяет современные улицы Советскую и Подвальную. Вал был изрыт, а его землей засыпан ров. В 1826 году началось озеленение улицы - высадили деревья. Правда, им сначала было найдено достаточно оригинальное применение: женщины натягивали между ними бечевки, на которых сушили белье.

Через несколько лет над Полтвой были переброшены три горбатых деревянных мостика, и прежний вал превратился в любимое место прогулок львовян.

в 1855 году по случаю пребывания во Львове австрийского принца Кароля-Людвига улица была названа его именем. Причем уже тогда наметилось деление улицы на две самостоятельных части, который сохранялся вплоть до 1940 г. Парная сторона называлась Кароля-Людвига - более высокой, непарная - более низкой. В 1871 году улица Кароля- Людвига-вища была переименована в Гетманскую, а более низкая - в Кароля-Людвига.

ПРОСПЕКТ СВОБОДЫ →


Улица ПОДВАЛЬНАЯ

Нередко спрашивают, где находится подвал, от которого улица берет свое название?
В средние возрасты трассой улицы проходила восточная сторона укреплений города. Этот участок считался наиболее опасным и потому был укреплен сильнее всего. Двойной ряд стен с несколькими башнями, два арсенала, ров, заполненный водой, высокий вал с башнями и бастеями - такой в общих чертах была система укреплений восточной стороны. Возникла она не сразу - ее строили свыше 300 лет. Сначала были построены двойной ряд стен с четырьмя башнями. В XV ст. построен Городской арсенал, который предназначался для хранения артиллерии и в то же время служил узлом обороны. На юго-восточном углу укреплений на валу стояла Королевская бастея. Посредине вала - Пороховая башня, наибольшая из башен Львова. В XVII ст. в Европе появились земляные оборонные сооружения пятиконечной формы - бастионы - и подобные им, но более малые по размеру - белюарди. В 1639 г. началось строительство Королевского арсенала и в то же время - четырех белюардив на валу, один из которых стоял на том месте, где сейчас находится дом пожарной команды. Этим закончилось сооружение системы фортифика-ций восточной стороны. Бона дополнялась укрепленным монастырем кармелитов, прудом напротив нынешнего дома областного Совета и естественным рельефом. В систему входило также болото в начале современной ул. М.Кривоноса и Босацка калитка.
Можно с определенностью утверждать, что по системе обороны Ильвив полностью отвечал требованиям времени.
После увлечения Львова австрийцами в конце XVIII ст. началось разрушение укреплений. Часть их помещений была использована под составы (Пороховая башня, Городской арсенал), а все другое постепенно снесено. Бы последних годах XVIII ст. было частично изрыто оборонный вал. Земля из него использовалась для засыпания рвов. На месте рва образовалась дорога - нынешняя проездная часть улицы. Вдоль нее стали возводить дома - так образовалась ул. На валу. Первое упоминание о ней достигает в 1801 г. Позже ее называли ул. Збройовни более высокой и более низкой, пл. Збройовни. Упорядочение началось уже в 1811 г. Через пять лет, в связи с приездом во Львов императора Франца И, была уровнена и засажена деревьями площадь у современного дома областного Совета. В 1821 г. по инициативе губернского советника Рейценгейма поверхность вала была разровняна и озеленена. Новый сквер стали называть Рейценгеймивкой, а позже - Губернаторскими валами.
В около 1841 г. появляется новое название - Бальная более высокая, или Верхние валы (в противовес Нижним валам - современному пр. Свободы). Но если сначала дома относились на валу, то позже их начали располагать ниже - под валом. И название нужно было лишь санкционировать официально. Из 1871 г. улица имела название Подвале. Современное название - из 1944 г.
Через Подвальную в 1894 г. пролег один из первых во Львове трамвайных путей. Нельзя не обратить внимание на зигзаговидную уловку этой колеи в начале улицы. Он имеет свою историю. По проекту предусматривалось, что при выходе из ул. Руской колея будет возвращать не на Подвальной, а выше, у современного дома областного Совета, где в то время размещался наместник - центр управления Галичиной. Проект был максимально рациональным, потому что предусматривал лишь один поворот. Но граф Бадени, тогдашний наместник Галичины, заявил: “Что?! Будет мне скрежетать под окнами! Не позволю!”. Прихоть вельможного господина сделала проект значительно более дорогим, не говоря уже о неудобстве - трех поворотах вместо одного и ужасном скрежете колес. Этот зигзаг “благодарные” львовяне немедленно окрестили “излучиной Бадени”.
В 1975 г. в связи с сооружением памятника Ивану Федорову был снесен небольшой сквер перед Успенской церковью. Во время земляных работ обнаружили остатки Высокой и Низкой стен, башни Каменщиков и Босацкой калитки. Как ни странно, но к этим уловка этой колеи в начале улицы. Он имеет свою историю. По проекту предусматривалось, что при выходе из ул. Руской колея будет возвращать не на Подвальной, а выше, у современного дома областного Совета, где в то время размещался наместник - центр управления Галичиной. Проект был максимально рациональным, потому что предусматривал лишь один поворот. Но граф Бадени, тогдашний наместник Галичины, заявил: “Что?! Будет мне скрежетать под окнами! Не позволю!”. Прихоть вельможного господина сделала проект значительно более дорогим, не говоря уже о неудобстве - трех поворотах вместо одного и ужасном скрежете колес. Этот зигзаг “благодарные” львовяне немедленно окрестили “излучиной Бадени”.
В 1975 г. в связи с сооружением памятника Ивану Федоро-ву был снесен небольшой сквер перед Успенской церковью. Во время земляных работ обнаружили остатки Высокой и Низкой стен, башни Каменщиков и Босацкой калитки. Как ни странно, но к этим работам точное расположение калитки было неизвестным, определялось приблизительно.
Интересна история ее сооружения. В 1641 г. закончилось строительство костела св. Михаила (в монастыре босых кармелитов). Но туда никто не ходил, потому что добираться было очень далеко, особенно со стороны Краковских врат. Монахи несли убытки, и тогда за их настоянием в Низком муре пробили калитку. Ее укрепили, сделав бастеи. Это была внутренняя калитка.
Внешняя, в таком же виде, стояла на валу, соединяясь с внутренней лестницей, пообношенной стеной. Сооружение достало название Босацкой калитки, поскольку выводило к монастырю босых кармелитов.
Зря протестовали военные, указывая на сложность обороны этого входа к городу. Жадность монахов победила. И именно через Босацку калитку в 1704 г. к городу ворвались шведы…
Здание оказалось крепким. В XVIII ст. на ней был построен двухэтажный дом мещан Политилив, снесенный в 1838 г. Сейчас остатки калитки ґрунтовно отреставрированные и бывшие одними из немногочисленных остатков укреплений Львова. А вместе с тем можно увидеть уровень львовского ґрунту в 1641 г. - пол бастеи.
Ее остатки сохранились в конструкции дому школы, построенному из двух соединенных домов, купленных правительством в 1869 г. Один из них еще в 1850 г. был передан Доминиканской гимназии, основанной в 1818р. Речь преподавания была немецкой. С конца XIX ст. имела номер 2. Во времена Польши - Вторая гуманитарная гимназия им. К.Шайнохи. Имя предоставлено в честь известного польского историка, который учился в ней (1829-1835).
Здесь учился выдающийся польский писатель-фантаст С.Лем (закончил гимназию в 1939 г.). В то же время в ней выкладывал математику мировой славы украинский ученый М.Зарицький, труды которого вместе с трудами польского ученого С.Банаха положены в основу современной кибернетики.
Это самый старый из существующих во Львове школьных домов. В настоящее время здесь содержится средняя школа  8.
Дом  4 . Пороховая башня. Как уже отмечалось, наибольшая в системе фортификаций Львова. Построенная из камней старого Городского арсенала в 1 556 г. В мирное время использовалась в качестве состав зерна. По средневековой традиции башню украсили извне скульптурой. Какими были эти украшения, мы можем только думать, поскольку их уничтожили во время реставрации в 1821 г., а описаний или рисунков нет.
О назначении башни можно судить из названия - здесь хранили порох. Название это появляется в документах уже в 1651 г.
Из Пороховой башни в 1 559 г. Л.Ґурка обстреливал доминиканский монастырь, добиваясь выдачи Гальшки Острозькой. Из нее же в 1648 г. потомок Убальдини стрелял у Богдана Хмельницкого. Пуля зарылась в землю возле копыт коня гетмана… В 1768 г. башня была продана львовскому старосте Яну Кицкому, но позже опять возвращенная городу.
Писпя увлечения Галичины Австрией башня находилась в распоряжении армии. В 1895 г. была выкуплена городом. Были разные проекты использования башни - устроить музей-лапидарий (хранилище каменных достопримечательностей), перенести сюда городской архив, - но ни один из них не был воплощен в жизнь.
В целом почти 200 лет, начиная от австрийской оккупации, башня использовалась в качестве состав. И только в наши дни старинному сооружению найдено другое применение. После ґрунтовного ремонту здесь в 1959 г. разместился Дом архитектора. Вход украсили две фигуры спящих львов.
Башня занимает большую площадь, но внутренние помещения малые. И странного здесь ничего нет - ведь стены ее Из м толщиной.
Дом ! 5. Городской арсенал. Построенный под руководством мастера І.Лиса в 1556 г. на месте старика, который существовал уже в 1430 г. Рядом размещался состав боеприпасов. Установлено, что в 1582 г. перед арсеналом была построена литейная пушек (строительный С.Мочиґемба).
Арсенал имел своих коней - развозить оружие. Конюшня находилась под стеной возле башни Корнякта. ее разобрали только в 1835 г., когда уже и стен не осталось. Но поскольку из 1780 г. здесь стояли кони губернатора, так сказать, личный гараж, то ее и не трогали…
Арсенал, пристроенный к Высокой стене, - мощный узел обороны. Толстые стены с многочисленными бойницами, башни Токарей и Канатников из севера и Сапожников из юга, бастея перед зданием делали арсенал почти неприступным.
За арсеналом начиналась территория еврейского ґетто.
В башне Токарей и Канатников жил городской палач с помощником и семьей; здесь же происходили допросы и истязания. В начале XVII ст. палач имел конфликт с еврейским обществом, в результате чего получил другое жилье, а башня перешла в аренду к евреям.
В XVIII ст. арсенал использовался в качестве тюрьма. В 1768- 1770 гг. здесь были заключены гайдамаки - участники Колиивщини. Память о них воплощена в мемориальной доске на стене арсенала. Австрийские власти хотели в 1777 г. перестроить арсенал в тюрьму, но длительное время не могли найти на это денег, а в 1800 г. под тюрьму был использован монастырь обутых кармелитов.
В последние годы XVIII ст. во время засыпания рва был также засыпан нижний этаж арсенала. Для состава, который здесь устроили в 1800 г., было маловато помещений, которые остались на верхних этажах, и потому построили третий этаж. О нижнем этаже вообще забыли, и он был разрыт только в 70-х годах XX ст. во время реставрационных работ.
В ноябре в 1918 г. здесь содержались составы Украинской пищевой управы.
В настоящее время в арсенале размещается один из отделов Исторического музея - Музей оружия, открытый в 1981 г., единственный музей такого образца в Украине да и на территории прежнего СССР. В нижнем этаже - выставочный зал.
Как уже упоминалось, с юга до арсенала прилегала башня Сапожников. В конце XVIII ст. ЕЕ разобрали, а на этом месте в стену арсенала в 1799 г. вмуровали плиты с гербами Львова, Яна Собе-ского и С.Яблоновського, снятые из Королевской бастеи. Во время реставрации арсенала в 1980 г. плиты сняли и сделали имитацию конструкции старой башни.
Дом + 6. В XVII ст. на этом месте стоял бастион. в 1890 г. архитектор М.Шмітт построил здесь летний театр, но вскоре его снесли и на его месте в 1900 г. поставили тот дом, который стоит сейчас. Он освящен в 1901 г. С того времени здесь содержится пожарная команда. Дом построен из цветного кирпича, в нео-романском стиле. Над входом - статуя св.Флоріана, покровителя пожарников (автор П.Війтович).
В этом же доме с самого начала размещалась станция скорой помощи (на конях!), основанная в 1893 г. Вход из ул. Подвальной, здесь же с начала века находились городская телефонная станция и некоторое время - управление водогона.
Дом . 7. В XVI-XVII ст. на этом месте стояла камъяниця мещанина Ивана Билдаги. В подвале дома после смерти І. Федорова несколько лет сохранялось оборудование его типографии. Современный дом композиционное составляет единственное целое с домом / 20 по ул. Руский. Построенный в 1906 г. в стиле украинской сецесии. Первым его владельцем была украинская спортивная организация “Сокол-отец”, потому здание называлось “Домом Сокола”. Содержались здесь и другие организации, в частности Земельный ипотечный банк, наибольшим вкладчиком которого был митрополит Анд-рей Шептицкий.
В 20-х годах здесь был зал заседаний “Руской беседы”. В 1927 г. состоялась премьера пьесы Ярослава Галана “Дон Кихот из Еттен-гайма”, что получила первую премию.
Дом 111. Сведен на остатках башни Каменщиков, поставленной в конце XVI ст. и снесенной через 200 лет. Фундаменты башни были обнаружены во время сооружения памятника Ивану Федо-рву. Тогда же открыли, как уже упоминалось, остатки Высокой и Низкой стен, их надстроили - показали трассу и конструкцию. В башне отыскали подземный ход, который пролегал к городскому канализационному коллектору. А между мурами в 1977 г. поставили памятник Ивану Федорову (скульпторы Б.Борисенко, Б.Подольський, архитектор А.Консулов).
Дом 3 13. Королевский арсенал. На этом месте уже в 1575 г. стоял так называемый Малый арсенал. Но поскольку в XVII ст. он оказался слишком малым, то в 1639-1646 гг. на его месте был сведен новый (по проекту П.Ґродзіцького). Он достал название Королевского, поскольку 2/3 стоимости строительства оплатил король.
Как и Городской арсенал, Королевский был пристроен к Высокой стене и входил в систему укреплений. Интересна его внутренняя схема. В случае штурма - это ловушка для тех, кто ворвется во двор, потому что каждая точка двора простреливается из окон.
При арсенале действовали литейная и мастерские. Над внутренним порталом стояла скульптурная группа “Михаил-архангел поражает сатану”, ее изготовил львовский мастер Каспер Франке в 1638 г.
В 1704 г. она была повреждена шведским ядром. В 1821 г. скульптуру перебросил ветер, при падении она пострадала, но была отреставрирована в 1824 г. В 1866 г. эту скульптурную группу поставили на Гетманских валах - центральной аллее нынешнего пр. Свободы. Хулиганы обломали позолоченные крылья Михаила-архангела. Тогда ЕЕ забрали, длительное время она скиталась на составах и в конце концов попала к музею. В настоящее время сохраняется в Музее оружия.
Арсенал выполнял свои непосредственные функции до 1768 г. Из 1927 г. помещения используют под государственный архив. После 1939 г. здесь содержатся фонды Центрального государственного исторического архива Украины та дирекция Государственного архива Львовской области.
Дом 9 17. Состоит из двух корпусов, которые прилегают друг к другу. Первый из них, который выходит боковым фасадом на ул. Леси Украинка, построенный в 1891 г. по проекту Ю. Гохберґерадля школы им. Сташиця. Второй, построенный в 20-х годах XX ст., занимала школа им. Пирамовича. В 1944-1945 гг. помещения использовал полиграфический техникум. Потом здесь разместился один из корпусов Украинского полиграфического института (из 1994 г. - Украинская академия книгопечатания), в основанном 1930 г. в Харькове, а в 1945 г. переведенного во Львов. В 1949 г. в связи с 375-річчям книгопечатания в Украине института было присвоено имя первопечатника Ивана Федорова.


Площадь СОБОРНА

Под названием Бернардинской эта площадь вспоминается в 1650 г. Название связано с ее местонахождением - возле монастыря бернардинцив. В то время она была кое-что более малой и использовалась в качестве рынок.
В начале XIX ст. часть укреплений монастыря была снесена, в частности огромная квадратная башня, так называемая IV Бернардинска, что находилась рядом с колокольней, занимая современную проездную часть площади. Тогда же (в 1821-1825 гг.) засыпан оборонный ров и прилегающие овраги. Более длительное время на площади велась торговля. В 60-х годах XIX ст. площадь упорядочили, отвели специальное место для рынка, который открыли в 1876 г. Со временем Галицкий рынок окружили дома, он несколько изменил вид. Но конструкции навесов над торговыми столами сохранились до сих пор.
В октябре-декабре в 1945 г. называлась пл. Черняховского, в 1946-1993 гг. - пл. Воссоединение. Современное название из 1993 г.
Дом  1 . В XVII ст. на этом месте находилась Галицкая куртина, которая соединяла Галицкие врата и укрепление монастыря бернардинцив. А после ее снесения здесь до конца XIX ст. был сад - “Под соловьями”. Сад был во дворе, имел всего четыре дерева, но это не смущало посетителей ресторана, который содержался в нем.
На фронтоне дома - надпись “???? 1773″. Только это год основания не дома, а аптеки, которая находится в нем. Аптека называлась “Под венгерской короной”. Вход украшен ажурным колпаком в виде короны Венгрии.
В начале XX ст. аптека имела самое хорошее оконное стекло во всей Галичине. На ней специальными кислотами были вытравлены изображения короны св. Стефана, что отвечало названию аптеки, водяных лилей и гирлянд. Стоила она 300 крон - сумма на то время достаточно большая. И обычно, нашлись дикари, которые ее вскоре разбили.
Дом  2. более Длительное время здесь содержалось ресторан, который от фамилии своего владельца Ф.Бізанца назывался “Бизанц”. Племянник Ф.Бізанца сейчас живет в Бедных, финансирует разнообразные общие австро-украинские культурные мероприятия. Очевидно, с названием этого ресторана связано прозвище официантов во львовских кофейнях - “бизанци”.
Дом 3а. Прежний бернардинский монастырь. Заложил
его львовский староста А. Одровонж в 1460 г. Монастырь спо
чатку был деревянным, неоднократно горел. В 1600 г. началось строительство каменного костела. Авторами проекта были Б.Авелідес, Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Финансировали строительство Ю. Мнишек, С.Жолкевський и Я.Замойський. Костел будувалив 1600-1630рр., причем не разбирая старого костела, а над ним, разобрали его у-1616р. Первая служба состоялась в день св. Андрея, потому костел достал имя этого святого, В то же время с костелом сооружали в камне новое помещение монастиря- с северной стороны (старый мона стир находился из южной стороны).
Фасад костела украшен гербами Польши и Литвы, а также гербами Одровонж и Мнишек. Храм расписан фресками, сталли (деревянные сидения для почетных гостей) позолочены. Пол был сначала из тесаного камню, а в 1738 г. переделанная на мраморную. Костел имеет 17 алтарей.
Башня костела высотой 38 м. В XVIII ст. на ней установлены часы. Его отреставрировали и пустили в ход в конце 70-х гг. XX ст.
Монастырь имел мощные укрепления, это внешний форпост Львова. На сегодняшний день сохранилась восточная оборонная стена из Глинянской башней. В башне 1618р. были пробиты ворота, но уже в 1620 г. их заложили учитывая интересы безопасности города. В середине 70-х годов XX ст. эту закладку разобрали и через башню сделали удобный проход на нынешнюю пл. Таможенную.
Польская шляхта очень уважала костел св. Андрея. Отсюда начинался поход Лжедмитрия И на Москву. Здесь вывешивали трофейные флаги и оружие. В монастыре нередко происходило основание конфедераций - союзов шляхты, которые образовывались чаще всего с целью борьбы против короля. Но конфедерация в 1648 г. под проводом Яремы Бишневецкого была направлена на борьбу против освободительного движения украинского народа.
Во дворе монастыря находится колодец, над которым стоит ротонда, построенная в около 1720 г. Свод ротонды имеет роспись, посвященную чудесам Яна из Дукли, святого местного происхождения. Он был монахом бернардинского монастыря во Львове, умер в 1484 г. Согласно с легендой, через год из могилы ударило источник. Это было признано чудом, и потому в 1521 г. остатка Лна были перенесены к главному алтарю костела и сохранялись там в серебряной раці1. А источник использовали для сооружения колодцу.
Мрачная легенда рассказывает, что в 1648 г. в колодец были вброшены труппы коварно убитых в монастыре львовян-украинцев, которые хотели отворить городские ворота Богдану Хмельницкому.
Колокольня поставлена в 1734 г. В 1924 г. на ее внешней стене установлена мемориальная доска в честь Г. Трауґутта, одного из руководителей польского восстания в 1863 г. (не сохранилась).
Длительное время на колокольне висел звон, отлитый во Львове в 1588 г. В 1917 г. его перенесли к музею им. Яна III (в настоящее время Львовский исторический музей), чем спасли от уничтожения. Австрии не хватало меди для военных потребностей. Потому из церквей и костелов снимали медные крыши, не избежал этого и Городской театр. Тогда же перелили около 100 церковных звонов.
В 1672 г. пидчас осады Львова турками последние стали копать минную галерею под стену монастыря. Буря, которая неожиданно снялась, завалила подкоп вместе с людьми. В конце XIX ст. во время земляных работ этот ход обнаружили. На этом основании возникла легенда, будто ход соединял мужской монастырь с женским монастырем кларисок, что стоит напротив, на пл. Таможенной.
В 1648 г. перед костелом поставили деревянную колонну в знак благодарности Яну из Дукли за спасение Львова от взятия его Б.Хмельницьким. Простояла она, по-видимому, недолго. В 1734 г. магнаты Жевуски, в которых Ян из Дукли был фамильным патроном, построили на его честь каменную колонну. Бона заканчивалась площадкой, где стояла статуя блаженного - на коленях перед Богородицею.
В канализационных тоннелях под костелом в 1943-1944 гг. скрывалась большая группа евреев. На поверхность земли они вышли днем освобождение города - 27 июля в 1944 г.
В 1784 г. в помещении монастыря был заложен Архив давних актов - в настоящее время Центральный государственный исторический архив во Львове, один из самых богатых архивов Европы.
Дом  6. Построен в 1839 г. по проекту В.Шмідтадля князя фон Лихтенштейна. В 70-х годах XIX ст. он стал собственностью армии и таким заважничает свыше 100 лет. При Австрии здесь содержалась Генеральная команда военного руководства Галичины, при Польше - командовании округа 6-го корпуса. Уже около 60 лет здесь традиционно размещается городская военная комендатура.
Дом  7. Сведен в 1913р. для гостиницы “Краковской” - на месте старого, в котором содержалась та же гостиница, редакции нескольких газет и типография. В настоящее время здесь областной суд.


Улица ТЕАТРАЛЬНА

Мало у которой из львовских улиц было столько названий, сколько у ул. Театральной. Она состояла из нескольких частей. Да, от современной пл. Мицкевича и приблизительно к трамвайному пути тянулась улица За ятками (позже - Резницкая). Дальше начиналась Пекарская, которая доходила к городской стене на трассе современной ул. Леси Украинка. Впервые она вспоминается в документах под 1421 г., а звалась так потому, что на ней находилась усадьба цеха пекарей, ее отрезок приблизительно от трамвайного пути к костелу иезуитов назывался Госпитальной св. Духа. Отрезок от костела к Армянской - ул. Францисканской, а от Армянской к стене - ул. Гродской. Кроме того, в Пекарскую входила часть современной ул. Армянской (отрезок между Театральной и Армянской). Нужно учитывать, что эти названия существовали в разное время. Да, в конце XVII ст. существовали улицы За ятками и Пекарская.
В 1 780 г. улица существовала почти в современных границах, куда принадлежала ул. Резницкая, упираясь своими концами в городские стены. Бы это время улица звалась Длинной, потому что была и остается до сих пор самой длинной улицей середмистя.
Современное название улицы предоставлено в 1871 г. и связано с театром Скарбека (в настоящее время театр им. М.Заньковецької). В 1916р. она была названа ул. Рутовского в честь президента города. Назову Театральная возвращено в грудных в 1944 г.
В средние возрасты улица не имела правильной застройки, как и все другие улицы города, - это было достаточно-таки беспорядочное скопление домов. Не выделялась она упорядоченностью, а особенно и ее часть, которая в то время называлась Резницкой. Под стеной кладбища при кафедральном соборе стояли ятки мясников, откуда и походило название За ятками. Всего их было 40. Здесь не только торговали мясом, но и резали скот. Попытка перенести торговлю мясом за пределы середмистя оказалась безуспешной, ее расценили как нарушение права частной собственности, поскольку места мясников были наследственными. Это удалось сделать только в конце XVIII ст.
Улицу упорядочили лишь в последней четверти XIX ст. Сейчас это короткая, но важна транспортная магистраль. Интересен тот факт, что для ее освещения впервые в Украине были использованы люминесцентные лампы.
Дом 1. В ХУ-ХУИИИ ст. на этом месте стояла башня Бондарей, Столяров и Плотников. Городской стена делал здесь изгиб, и башня стояла под углом к трассе улицы.
Дом 9. Построенный в 1892 г. и до 30-х годов XX ст. принадлежал семье издателей и книготорговцев Губриновичив, которые имели здесь магазин. Сейчас магазин называется “Школьником”. Фасад дома украшен бюстами классиков польской литературы А.Асника, Ю.Крашевського, Ю.Словацького, З.Красінського, А.Міцкевича, Я. Кохановського (автор П.Гарасимович).
Дом  10. Построенный в 1774 г. для генерала Роха Венявского. На фасаде - статуи Марса и Венеры, выполненные в середине XIX ст. Статуя Марса принадлежит резцовые известного львовского скульптора П.Ойтеле.
Дом 13. Костел иезуитов. Построенный в честь святых Петра и Павла в 1610-1630 гг. по образцу церкви Иль Джезу в Риме. Строительство начал монах Памхиус, а закончил архитектор Джиакомо Бриано. Длина этого костела 41 м, ширина 21 м, высота центрального нефа 26 м. Может в то же время вместить 3500 лиц и еще 1500 - на галереях.
Как известно, каждый монашеский орден имеет своего покровителя среди святых, именем которого и называется. У иезуитов таким покровителем был Иисус Христос. Боны считали, что поскольку Христос - более высокий от всех святых, то и колокольня храма его ордену должен быть наивысшим. Бона и была наивысшим зданием во Львове, имея 100 метров. Автором проекта был Б.Годний. В результате сложной политической обстановки - непрерывные войны - колокольню закончили только в 1702 г. Имела она оригинальную форму, за какую Йосиф II назвал ЕЕ кеглею, - в виде пирамидального столба. Бы в 1709 г. на ней повесили три звоны. Для их изготовления переплавили звоны, привезенные в XVII ст. из Левобережной Украины. Бы в 1754 г. на ней были вмещены часы. Сейчас колокольня не существует, ее конструкция оказалась ненадежной, и в 1830 г. ее высшие этажи по соображениям безопасности разобрали. В XVIII ст. костел перестраивали. Бы в 1740 г. свод расписали художники из Брна Ф. и С. Екштєйни (Чехия). Современный интерьер костел приобрел в 1760 г.
Строительство столкнулось со значительными трудностями. Прежде всего возникла проблема с местом расположения. Земля во Львове была очень дорога, поскольку ее было мало - муры не давали городу расти. Буквально каждый сантиметр ґрунту облагался высоким налогом, что давало Львову значительную прибыль. А земли церкви этим налогом не облагались, потому сооружение костела, которое изымало землю из налоговой системы, - прямой убыток. По этой причине город всячески опирался строительству и тормозил его. Соглашение было достигнуто под давлением короля Сигизмунда III, который сам был иезуитом. В результате сложных комбинаций убытки городу компенсировало еврейское общество.
Строительство костела финансировала Елизавета Сенявска. Он стал фамильным костелом семей Сенявских, Яблоновских и Дзедушицких. Здесь находятся надгробия знаменитого польского полководца XVII ст. С.Яблоновського и семьи Дзедушицких.
Иезуиты предоставляли огромного значения образованию. Потому везде, куда бы они не приходили, учреждались коллегии - школы. Основной контингент учеников - деть шляхты, прежде всего магнатов. Закончив школу и вернувшись домой, они становились проводниками и исполнителями идей ордену.
Коллегия иезуитов во Львове была основана в 1608 г. Учился здесь будущий гетман Я.Вишневецький, а за предположениями некоторых ученых, в коллегии тоже учились Б.Хмельницький и В.Григорович-Барський.
Согласно с условиями Гадяцкой соглашения в 1658 г., в Украине должны были открыться два православных университеты (академии). Один из них размещался в Киеве, а второй должен был начать деятельность во Львове. Бы этих городах уже не могло быть высших учебных заведений другого вероисповедания и, следовательно, иезуитская коллегия должна была быть закрытая.
Прекрасно понимая политические последствия такого решения, иезуиты добились превращения коллегии в университет. Указ об этом был подписан королем Яном Казимиром 20 января в 1661 г. Эта дата считается днем основания Львовского университета.
Предусматривалось открыть факультеты: теологический, философский, математический, юридический, свободных искусств. Но в силу политических обстоятельств открытия университета во Львове затянулось.
Бы Польше государственные акты подобного значения требовали утверждения сейма. А сейм указ не утвердил. Причиной было сопротивление Краковского университета, который не желал иметь соперника. Да и иезуиты на это время вызывали ненависть своей политикой. Бы результате школа иезуитов университетом не стала, но осталась школой университетского уровня, ее ректор не имел титула “тадпииисиз”, не было деканов. Действовали теологический и философский факультеты. Из 1673 г. школа предоставляла научные степени из философии и теологии. Новый дом коллегии закончен в 1723 г. Он впритык прилегает к костелу.
Иезуиты вели борьбу с врагами католической веры не только идейными средствами. В 1959 г. в подземельях костела была найдена виселица (сейчас находится в музее истории религии) и вмурованные в стену кольца, к которым цепями приковывали людей.
В 1773 г. орден был закрыт, а иезуиты изгнаны из Австрии. Выгнали их и из Львова. На это время стоимость их имущества оценивалась больше чем в 1 млн. злотых.
Костел стал гарнизонным. В 1836 г. иезуиты вернулись, в 1848 г. их опять выгнали, в 1853 г. - повернули. В 1879 г. костел был отреставрирован. В реставрации приняли участие львовские художники А.Рейхан, Ю.Макаревич и др.
В настоящее время в иезуитском костеле содержатся фонды библиотеки им. В.Стефаника НАН Украины, а дом коллегии занят школой.
Дом  15. Сейчас здесь содержится школа. На месте школьного двора в середине XIV ст. стояла православная церковь Честного Креста. В 1370 г. Владислав Опольский передал ее монахам-францисканцям. Церковь была преобразована на костел Св. Креста, а на месте теперешней школы построили их монастырь. Потому часть улицы называлась Францисканской.
В 1785 г. монастырь был закрыт, и в нем разместилась школа. Костел некоторое время стоял пустотой, а в 1792 г. был куплен предпринимателем Г.Буллою. В 1795 г. в нем открылся первый стационарный театр во Львове. Он имел на двух ярусах 36 лож, 114 кресел и по 200 мест в партере и на галерке. Как свидетельствует рисунок того времени, в партере стояли, только перед сценой было несколько рядов кресел дня зрителей. Помещения освещали подвешенные светильники, из которых скапувала масло. Вход в театр был со стороны нынешнего пр. Свободы.
Представления играли по очереди польским и немецким языками. В 1798-1799 гг. здесь выступал знаменитый польский актер, “отец польского театра” В.Богуславський. Театр действовал до 1842 г. (последнее представление - 18 марта в 1842 г.). После открытия театра Скарбека Старый театр, как он тогда назывался, был преобразован на концертный зал.
В ноябре в 1844 г. Р.Духонський и Ю.Вислобоцький показывали здесь “туманные картины”. Речь идет о так называемом оптическом театре, предшественник современного кинематографа.
В 1848 г. во время бомбардировки восставшего Львова австрийской артиллерией костел сгорел. В перестроенном монастыре разместилась школа, которая впоследствии достала имя А.Міцкевича (сейчас средняя школа % 62).
Дом % 16. Во второй половине XVII ст. на этом месте стояла камъяниця Пробощивска. Название происходило от того, что камъяниця была собственностью католического капитула, и здесь жили “пробощи” (священники). В 1779-1780 гг. дом был ґрунтовно переделан строительным А.Косинським. В 1850 г. достроен четвертый этаж. В 1874 г. фасад получил современное оформление.
Дом & 17. В начале XIX ст. на этом месте был построен зал, в котором происходили “редуты” - баллы, потому и сам зал достал название редута. Баллы по-немецки назывались “танцевальные упражнения”. Порой здесь бывало до 3000 лиц. Особенно большой популярностью они пользовались у студентов, которые ходили сюда группами. А поскольку баллы были костюмированными, то специально подбирались костюмы, чтобы легче было узнать друг друга. Но зал редута использовался не только дня баллов. Ежегодно здесь происходили “контракты” - встречи помещиков с купцами, где заключались соглашения на снабжение сельскохозяйственной продукции.
В 1889 г. после соответствующей перестройки здесь открылась Промышленная школа - учебное заведение вроде современных техникумов. В 1911 г. она достала новое помещение, а в этом разместились финансовые учреждения. Бы в 1941 г. дом сгорел. В 50-х годах возобновленный. В настоящее время здесь размещается Львовское отделение Института экономики НАМ Украины.
Дом * 18. Именно здесь был пивовар, из которого 3 июня в 1527 г. начался пожар, который уничтожил весь Львов. Дом, который позже стоял на этом месте, на протяжении длительного времени переходил к разным владельцам. В 1797-1804 гг. на заказ магната Й. Щепанського был построен трехэтажный дом в стиле классицизма. Вероятно, что автором проекта был П.-Д. Ґібо. Во время восстания во Львове 2 ноября в 1848 г. дом сгорел. В 1852 г. его приобрел банкир Ф. Гауснер. Вполне возможно, что дом возобновлен по проекту Бы. Равського-старшего. В 1868 г. его приобрел граф Дзедушицкий, ученый и страстный коллекционер. Он собрал большие коллекции нумизматики, фауны (преимущественно птиц) и этнографических материалов. В 1855 г. на их основе был создан музей, который разместился в доме. Бы в 1880 г. Б.Дзєдушицький подарил его городу вместе с огромной фамильной библиотекой, здесь сохранялись целые тела мамонта и мохнатого носорога - первые такие находки во всей Европе, здесь же сохранялся и прославлен Михалкивский сокровище - сборник золотых ритуальных вещей VII ст. до н.э., найденная на Тернопольщине. Хорошо зная окружающую среду, основатель позаботился о будущем своего детища. Музей существовал на прибыли от ординации Дзедушицких (24 тыс. крон на год) Впоследствии коллекции нумизмата и этнографической были переданы в другие музеи Львова, а естествовед получен название музея им. Дзедушицких. Он послужил базой дня научно-естественного музея НАМ Украины, который находится здесь и сейчас.
Дом 0 20. На этом месте стоял построенный в конце XVIII ст. дом М.Даровського. в 1817 г. в нем начало действовать трехклассное реальное училище - “подготовительное к техническим наукам И торговле”, зародыш прославленного Львовского политехнического Института. Бы в 1835 г. училище было переименовано в реально-торговую академию. В 1841 г. в академии открылся технический факультет. В 1846 г. Реально-торговая академия была переименована в Техническую.
Дом сгорел во время бомбардировки Львова 2 ноября в 1848 г., но был возобновлен. В нем вплоть до построения главного корпуса Политехники содержалась Техническая академия.
Дом 3 22. В ХУИИ-ХУИИ ст. на этом месте стоял монастырь тринитариив. Он включал у себя территорию, на которой в настоящее время стоит Преображенска церковь, то есть часть ул. Краковской.
Орден тринитариив был утвержден папой Иннокентием III в 1198 г. Основное его задание - выкуп пленников из турецкой неволи. Члены ордену носили белую одежду с красным и голубым крестом на груди, их называли “ослиными братьями”, потому что за уставом они должны были ездить на ослах.
Орден не имел такого политического веса, как, например, доминиканцы или иезуиты. Инициатором их появления у Польши был Ян III Собеский. В 1685 г. тринитарии прибыли во Львов. Но встретили их здесь неприветливо, место для построения монастыря было выделено только поджимом короля. Сначала дом был деревянным, а в 1745 г. построен каменный. В связи с секуляризацийной реформой, которая проводилась в Австрии на протяжении 1782-1784 гг., в 1783 г. орден был распущен, а монастырь закрыт.
Секуляризацийна реформа заключалась в конфискации собственности церквей, костелов и монастырей и передачи ее государству. Только во Львове тогда было закрыто 28 храмов и монастырей.
После увлечения Галичины Австрией в 1772р. появился вопрос об открытии во Львове университета. Австрийскому государству нужные были квалифицированы кадры чиновников. Этим вопросом занимался император Йосиф II. Он лично избрал помещение - прежний монастырь тринитариив.
Диплом об основании университета был подписан 21 октября в 1784 г. Торжественное открытие состоялось 16 ноября в 1784 г. с большим великолепием. Поскольку актового зала не было, церемония состоялась в университетской библиотеке, которую разместили в монастырском костеле. Стены украшали адамашкови завесы. Под балдахином висел портрет Йосифа II (одолженный в губернском управлении). Напротив портрета на повышении стояло кресло для императорского комиссара. Слева от него стол, на котором лежали четыре серебряных жезла деканов, диплом, печать и ключи от университета. Рядом стояло кресло ректора, напротив - скамьи для публики. Первые ряды, где сидели деканы, епископы, генералы, губернские советники и высшие чини суда, были обитыми красным сукном. Дамы размещались на галерее. Губернатор произнес речь.
Губернский советник Кортум зачитал фундацийний акт. Был дан артиллерийский салют. Вечером в городе была устроена иллюминация, у губернатора состоялся пир.
Университет был назван Йозефинским. Первым ректором стал перемишльский епископ Б.Бетанський.
Во время бомбардировки города австрийской артиллерией 2 ноября в 1848 г. дом сгорел. Из 51082 томов библиотеки удалось спасти лишь 13000. Погибли редкие издания и документы.
В 1849 г. руины дома были переданы культурно-образовательной украинской организации - “Галицкой руский матици”. В 1851 г. на их месте состоялась торжественная закладка, а в 1862 г. закончилось сооружение главного дома Народного дома. Автором проекта был Б.Шмідт, принял участие С.Гавришкевич.
Народный дом - культурный центр украинцев. При нем действовала мужская гимназия, созданная на базе школы, основанной еще в XIV ст. Он имел библиотеку в 50 тыс. томов, коллекции рукописей, стародрукив, живописи, народного искусства.
В 1862 г. здесь побывал российский писатель М.Лєсков, в 1863 г. -український языковед О.Потебня. Театр Общества “Руска беседа” начал здесь свою деятельность в 1864 г. представлением “Маруся” за Г.Квіткою-Основ’яненком. В 1879 г. в Народном доме дал концерт известный российский композитор и пианист А. Рубинштейн. В 1880 г. перед выездом в Милан здесь выступал выдающийся украинский певец О.Мишуга. В 1926 г. в Народном доме отмечался 30-летний юбилей литературной деятельности В.Стефаника, вступительное слово на торжестве произнес М.Черемшина.
Австрийские власти относились к Народному дому неблагосклонное, подозревая его в деятельности, направленной на посилення влияния России в Галичине. Потому в начале Первой мировой войны в доме был осуществлен обыск, документы Народного дома опечатаны, а его деятельность запрещена.
В Народном доме в 1918 г. действовал штаб украинского восстания, а 1 ноября в 1918 г. было провозглашено создание Западноукраинской Народной Республики (ЗУНР). По этому случаю в 1990 г. открыта мемориальная доска.
В 1939 г. в Народном доме некоторое время работал Украинский драматичный театр. Из 1940 г. - это дом Красной армии, реорганизованный впоследствии в Дом офицеров. Сейчас - Дом офицеров Западного оперативного командования.


УЛИЦА ЗЕЛЕНА

Эта красивая и, нужно сказать, редкое название фиксируется документами уже с 1676 года. Улица действительно проходила среди многочисленных рощ. Раньше она называлась иначе - Валашская, или Валашская дорога. Это был торговый путь в Волошину (Молдавию). в 1938 году часть улицы (от начала - к современной Водо- гинной) была названа именем польского генерала Розвадовского. Другая часть имела название Верхней Зеленой.

Еще в середине XIX век этот была малозаселенная околица, где в обильной зелени прятались дворцы Замойских, Яблоновских, Руссоцких и других представителей знати, им принадлежала земля этого района. Например, квартал в четырехугольнике современных улиц Конопницкой - Маяковского - Вагидевича - Зеленая был влас- нистю графов Замойских. им же принадлежала земля между Офицерской и Руставели.

Бурное развитие улицы приходится на вторую половину XIX “века. В начале нынешнего века здесь прошла линия трам- вая (с выходом на ул. Ленина). На Зеленой поселялись представители средних слоев населения: чиновники, врачи и тому подобное. Было достаточно много и ремесленных мастерских. Однако верхняя часть даже еще тридцать лет тому назад выглядела обычной полевой дорогой. Много событий засекла в своей памяти улица Зеленая. В июле 1944-го ею к Львову прорвались танки генерала Лелюшенко. Приблизительно там, где сейчас завод фрезерных станков, на Зеленую вышел легендарный танк “Гвардия”.

УЛИЦА ЗЕЛЕНА →


Вокруг Рынка

Восемь улиц, которые отходят от Рынка, метров через 50 пересекаются с четырьмя улицами, которые образуют квадрат, в центре которого находится пл. Рынок. Характерная их особенность (за исключением ул. И. Федорова) заключается в том, что одна их сторона прилегала к городской стене. Дома, построенные под ним (причем почти всегда стена служил задней стеной), были своеобразным приложением к системе фортификаций города.
Если Рынок был сердцем города, то улицы, которые от него отходили, были, образно говоря, теми сосудами, которые питали его. Потому что здесь жили ремесленники, средние и мелкие купцы, которые создавали основную часть богатств города, хотя и не владели ими.
Около 150 производственных специальностей насчитывалось в средневековом Львове. Здесь были мастера обработки черных, цветных и драгоценных металлов. Шкиряники, которые изготовляли сафьян и прославленный на целую Европу львовский курдибан, - по-особенному обработанную и раскрашенную кожу, секрет изготовления которой в настоящее время потерян. Сапожники и портные, изделия которых могли удовлетворить самую прихотливую заказчицу. Пекари черного и белого хлеба, медовары и пивовары, паштетники… Чтобы только перечислить их изделия, нужна была бы не одна страница.
Конечно, условия их жизни существенно отличались от условий жизнь жителей Рынка. Правило трех окон здесь не действовало. Большинство домов были длинными и густо населенными рабочим людом. Использовался каждый сантиметр площади, в том числе подвалы. Не имели они и пышной отделки фасадов, больше напоминали крепости. Не было здесь и полихромии Рынка - не те жители, не те деньги.
Домов ХVІ-ХVІІ ст. на прилегающих к Рынку улицах осталось немного. Часть их снесли, часть перестроили. И все же уцелевший рельеф, контрфорс, необычной формы двери напоминают о тех далеких временах, когда эти детали были не достопримечательностями древности, а повседневностью.