Архів рубрики 'Города'

Урбанизация Галичины

Урбанизация Галичины во времени и пространстве

Сеть городских поселений Галичины, которая на данное время охватывает около полутора сотню городов и поселков городского типа, сформировалась в результате длительного исторического развития региона, пройдя в процессе своего становления несколько этапов. Первые городские поселения в Галичине (как и в соседней Волыни) возникли в процессе развития местных общественных отношений еще к распространению на эту территорию власти киевских князей. Это значительно повлияло на развитие галицких городов в более поздние периоды, а также во многом объясняет специфические черты галицкой урбанизации, сравнительно с большинством инших регионов Украины.

В Х-ХIII ст. на территории Галичины уже существовала достаточно развитая сеть городских поселений, общественная жизнь которых была организована на принципах давнего украинского права. Сведения о городах Галичины в этот период наводят летописи. Их анализ удостоверяет, что самые давние города возникали преимущественно на берегах судоходных год или на сухопутных торговых путях в удобных для обороны местах. Первым в летописях на территории Галичины упомянут город Перемишль - в 981 г. Генезис Перемишля окончательно не выяснен. И мовирно, что сначала это был племенной центр белых хорватов, какой определенный период был в сфере влияния давних Чешской и Польской держал, а уже потом отошел к киевским князьям.

Урбанизация Галичины →


Любая аренда автобуса, аренда автобуса, аренда микро автобуса, аренда автобуса Luxbus.Ru.

Жовква

Жовква. Укрепление

В конце XVI ст. на западноукраинских землях, заграбастанных Польской Короной, на территории поселения Винники появилась прекрасная жемчужина европейского ренессанса - укреплен город-резиденция Жовква.

Один из самых могучих польских шляхтичей, канцлер, гетман войск коронных Станислав Жолкевский (1547-1620 гг.) - апологет католицизма, успешный полководец и дальновидный политик, вихований в традициях ренессанса, в письме к жене писал: «Наступают каждый раз страхитливиши опасности. Это и побуждало меня, в первую очередь, построить свой замок и заложить местечко…» [1, с. 13].

Жовква →


летние шины pirelli

Самбир


Цветной и тщеславный Самбир

Стара поштивка.

Мне нравится этот город! И все здесь. :о)

В верховье Днестра, в отдалении 75 километров к западу от Львова и 16 километров к северо-востоку от Карпат, раскинулся древний Самбир. Город не такое и малое, но вместе с тем очень уютное и яркое. Разноцветные домики на площади Рынок, до умопомрачения вкусные и дешевые жареные гуйви в кафе ” Маричка “, ратуша, украшенная копиями старых открыток, мощи _того_самого св. Валентина в униатском храме, несколько величественных костелов, несколько типично австро-венгерских правительственных домов, гамирний базар в центре города и вокзал, спрятанный за деревьями небольшого парка. Здесь останавливаются поезда на Трускавець, Солотвино и Ужгород (это относительно вопроса “ А как туда добираться ?”). Кроме того, регулярно ходят маршрутки и электрички из Львова.
Гордость самбирцив - зал органной музыки. Концерты проходят каждую субботу о 11 часу. Но как раз там я и не была.

Самбир →


Маркопиль

В поле наблюдений и исследований научных работников попадают преимущественно такие среды, в которых качественно и количественно отображено достижение цивилизации. В ней человек является творцом рукотворной геометрии пространства, вместо этого природа - не рукотворна. При созерцании и исследовании рукотворного и нерукотворного появляется вопрос определения поля и правил игры, как культурного и геометрического пласту земли. Из культурных позиций земля является местом для совершенствования человека, который «принуждает возникать какую-то форму в материале вещи, где парадоксальным образом для чистого знания мысль узнает свою модель, с которой аж до сих пор никогда не сталкивалась! Со знанием или без него, но художественное движение иначе, чем знание, добывает смысл бытию , художественное измерение культуре.» [10, с. 199]. Геометрический пласт нельзя условно воспринимать как ровную поверхность, ба наоборот: он холмист, пластично не уравновешен, такой, который является местом для закладки человеческих усилий и формирования культуры как жилья мира, «который не является простой пространственной приметой, но созданием выразительных видчуттевих форм бытия, осуществляемых нетематизованой мудростью тела, которая является искусством или поэзией» [10, с. 201].

Появляется проблема: человек не пытается вести диялог с землей, а лишь монолог, который заключается в использовании земли, которая является ограниченной и необмеженой в векторе архитектурного развития среды. Будучи базовой поверхностью для самостоятельной среды, она в то же время рекомендует пропорции и средства выражения такой среды, которая творится человеческим умом и руками (культура большого города и традиция).

Геометрические рекомендации земли - это ограничение розлеглости поселений, расположения улиц и площадей, определения якости и килькости домов, а также их вертикальной величины. Здесь мы можем вспомнить практически все города земного шара, то есть взаимодействие рукотворного и нерукотворного есть в любом поселении, но в каждом городе существует своя неповторимая форма выражения игры. Самой показательной является такая игра, когда не заостряется конфликт между рукотворным и нерукотворным. Для того, чтобы «город из земли» назывался именно так, необходимо, чтобы оно в полноте обґрунтовувало определен перечень критериев - это форма рельефа, наличие водной артерии, характеристика природнего озеленения, характеристика состава ґрунту, солнце (ориентация), дождь (водоотвод), ветер (ориентация улиц, домов, окон в домах), якости формы города, а именно: чистота соотношений «об’ект - фон»; простота и четкость формы (читабельность архитектурной геометрии); непрерывность границь города; доминанта города; полет виденье (живописность).

Маркопиль →


Городские ратуши

Неотъемлемым атрибутом галицких городов, которые имели привилегии маґдебурзького права, были ратуши. На об’емно-просторове формирование этих сооружений влияли архитектурные стили, строительный материял, середовищний контекст, символические и идеологические параметры города и государства в целом. Архитектурные стили в истории соотносятся с периодической последовательностью качественных изменений, большинство из которых возникло все-таки в результате революций, войн и зовнишнедержавной экспансии. Выбор строительного материялу, из которого возводились ратуши, зависел от административно-политического статуса города, его экономического и стратегического потенциялу. Середовищний контекст был компликативним продуктом двух измерений - пространства и времени.

Ратуши выделялись з-посеред иншой застройки города, ведь в них располагалась городская власть - один из основных факторов влияния на формирование целого образа сооружения. Потребность в таких зданиях имеет глубокий корень, еще в античной Греции возводили - buletorion, а в Риме - kuria. В Европи найстарші средневековые ратуши начинают строить в ХІІ ст. и для этого выбирают символические места - преимущественно в центре города, посредине рыночной площади, инколи в одной из ее сторон. Ратуши были преимущественно прямоугольны в плане. Архитектурное решение фасадов было монументальным, почти всегда с башней и часами. Башня была встроена в объем здания или свободно располагалась рядом. Набор помещений состоял из зала совещаний городской власти, судебной палаты, дежурки городского сторожа, тюрьмы в пивных, купеческих магазинов и тому подобное. Рядом с ратушей возводили разные сооружения торгового назначения: сукенници, купеческие магазины и тому подобное. Архитектурные формы ратуши изменялись на протяжении веков в соответствии с развитием искусства - от суровых средневековых оборонных зданий к репрезентацийних много украшенных фасадов, взорованих на благородные палаццо.

Моделирование функционального пространства ратуши и ее внешнего образа определялось идеологическим направлением. Изменения идеологии или ее модификация прямо пропорционально влияли на главное административное сооружение города. Первично, в началах локации города, место под сооружение ратуши выбиралось посреди рыночной площади, с удобными коммуникационными соединениями. Горизонтальные габариты определялись размером площади, статусом города и его влиянием на политику в регионе. Архитектурное решение фасадов зависело от времени строительства, а их изменение - от политического строя или належности к определенному государству. Следовательно, сооружение ратуши было в просторные города, региона и отдельного государства определенным символом. Этот символ имел важное значение для формирования мещанской и национальной идентичности, поэтому вмешательство в образ ратуши могло повлечь изменение общественных настроений.

Городские ратуши →


Городские дома

Интересной отраслью деревяного строительства были мешкальни и другие дома по городам и меньшим местечкам. Теперь это строительство не существует. Некоторые достопримечательности еще сохранялись перед первой мировой войной, но и те почти полно были уничтожены во времени двух мировых войн, революций и нерадивостью администрации. Между тем, не только в XVІІ-XVШ веках, но еще в XIX веке были целые города (небольшие), строенные из дерева в оригинальных формах и интересных деталив. Еще в 1923 г. автор этих строк должен был возможность зарисувати площадь местечка Потилича в Галичине, которая состояла из деревяних строений, - мешкальних домел, заезда, городского дома, двух башен и нескольких церквей. Знаем также из исторических источников, что на Украине были большое количество деревяних строений общественного назначения, как школы, сельские правительства, госпиталя, корчмы, а также строения шляхты - вилле, пылать, замки.

Сохранились также описания и воспоминания подорожников XVП-XVПІ ст. о деревяни, городские дома.

Посол Венецкой республики А. Вимина, посетив Украину и гетьм. Б. Хмельницького в 1650 году, отметил, что украинцы большие мистци к деревяних строениям. Более обстоятельно описывает деревяну архитектуру Павел из Алепо (из Сирии), особенно церковное. О городах на Украине в 1654 г. пишет, что они хорошо упорядочены с прекрасными деревяними домами, госпиталями и банями. Везде по городам видел он также башни с часами и водопады на площадях. О палате на цитадели в Прилуках на Полтавщини, построенную в 1647 г., пишет, что она «величава, высока, необычайно просторна, построена из огромных балек, из выглаженных внутри и наружу досок, которые плотно пристают к себе, и с огромными и высокими печами, которые превышают кипарисы. Из чуда взойти нельзя!» Также о киевских деревяни домах пишет, что они «прекрасны, высоки и построены из брусьев». Й. В. Меллєр в своем путешествии по Украине в 1780-1781 г., отмечает, что украинцы добрые ремесленники, в частности плотники. О городском деревяний доме (ратушу) г. Кременчуга пишет, что он «вибудова ной с вкусом, украшенный колоннадой».

Городские дома →


Язливець

Язливець - город ренессанса

Исторический город - это пространственное воплощение часовых наслоений достижений городского сообщества, разных этнических обществ во всей совокупности влияния разнообразных факторов. Доли городов отличаются: одним - прославление, иншим - забвение. Прославленные - постоянно перед глазами, забытые - в тени. Вместо этого у забытых есть то, которое сделало возможным восхваление инших. Поиски и реконструкция забытого и уже, к сожалению, навсегда потерянного обусловили язливецки студии.

Язливцеви посвящено свыше пятидесяти публикаций, из которых выделяются две самые главные, - «Язливецки пам’ятки» Садока Баронча и «Язливецкий замок» Богдана Гверкена. Невзирая на число публикаций, ренесансовий феномен этого города еще не описан как надо.

Язливець →


Яворов



Карта.

Конспективно: райцентр на западе Львовской области, в 50 км. от областного центра. Известный из 1376 г. Название происходит от яворовых лесов, которые окружают город. Сейчас здесь проживает около 14 000 человек, в 1900 году жителей было 10 090. Правда, тогда еще никто не знал, что это местечко с пивоваренным заводом и несколькими мастерскими, что могло похвастаться разве что статусом одной из найулюбленіших резиденции победителя под Веной (1683) Яна ІІІ Собеского , вскоре превратится в закрытый город: военные войдут у Яворов надолго, очень надолго.

Яворов →