Архів рубрики 'История трамвая'

Скоростной трамвай

У1978 г. разпочалося проектирования линии скоростного трамваю длиной 7,5 км. повул. Суворова (Сахарова) и Боженко (Княгини Ольга), с подземным участком вкомплекси из депо на 250 вагонов. Наземная линия стала частью линии швидкисноготрамваю (построенная в 1983 - 87 гг.) Построена она согласно со стандартом линиишвидкисного трамваю: на отдельном полотне, с ограждениями и путепроводами.Рух был открыт 6 ноября в 1987 г. Здесь пошли вагоны маршрута G 3 “вул.Боженка - ул. 30-річчя Победы (Мушака)”. На линию вышло 12 поиздивтипу КТ-4SU с интервалом движения 4 - 5 хв.

Видповиднодо проекта скоростного трамваю, намечалось в первую очередь построить два тоннеля згабаритами метро под центром города, а к ним подвести наземные маршруты. Рампапершого тоннелю должна была разместиться на перекрестке ул. Сахарова тавитовского. У нее должна была входить колея наземной линии из пивденногожитлового района и свинобойца от вокзала. Поезда в составе 3-х вагонов КТ-4SU под землеюповинни были останавливаться на трех станциях: “Університет”,”Галицька площадь ” но “Винникивский рынок” (на вул.Личаківській). На поверхность они должны были выходить на ул. Личакивский, урайони ул. Мечникова. Общая длина колеи первого тоннелю - 6 км. (по оси -3,2 км.). Второй тоннель длиной 2,2 км. по оси повинный был пройти от районупидзамче - от рампы на ул. Гайдамаку на юг, под центром, к пивденноирампи в районе пл. І. Франка - ул. Снопкивский (Стрыйский рынок). Тутнамичалося построить две подземных станции: в районе пл. Осмомисла “Старемисто” и в районе пл. Галицкой “Площадь Воссоединения”. Уперспективи было и строительство третьего тоннелю длиной 9 км. - от вул.Шевченка но Левандивской через главный вокзал, пл. Кропивницкого, под ул. С.Бандери и Витовского к стыку с южной рампой второго тоннелю в районе вул.Снопківській. Здесь были запланированы три подземных станции: “Вокзал”,”Площа Кропивницкого” и “Политехнический институт”. Однакбудивництво тоннелей так и не разпочалося в связи с кризисом 90-х гг.

Скоростной трамвай →


шахматы кострома

Прощание из кинкой

В октябре 1906 р.почалося сооружение линии трамваю в район “На Баснях”. Трасса линиипочиналася от улицы Леона Сапеги (С. Бандери) и проходила по ул. Крестцовой(Чубчики), Шимановичив (Мельника) и вдоль всей ул. 29 Ноября(Коновальця) к гипсовой фабрике Франца (2 км.). Одновременно в завода в г. Сянок булозамовлено 10 новых вагонов. В начале января в 1907 г. строительство этой линиибуло завершено. Регулярное движение было открыто 18 января в 1907 г. Початковимпунктом этой линии стала Венская кофейня, а конечный пункт стал називатися”Вілла “Гражина”. На новом маршруте курсировало только двавагони.

В апреле 1907 р.почалося строительство линий на улицах Зеленой и св. Софии (И. Франка) довиставковой площади (фактически проходила перестройка линии, что из 1894 г. непрацювала).

Прощание из кинкой →


tender, тендеры, конкурсные торги, государственные закупки

Польский период

Наприкінці1918 г. Львов очутился в составе новой держави- Польши, к которой после РозпадуАвстро-венгерской империи была включена вся Западная и Восточная Галичина.Водителями, кондукторами и инженерамильвивского трамваю были в основном поляки, которые составляли великучастину (64%) население города.

Зачас войны техническое состояние вагонов ухудшилось. Был необходим капитальный ремонт большому количеству трамваев.В связи с этим, в 1921 - 1922 гг. на базе старого депо по ул. Вулецкой (Сахарова) были организованы трамвайные вагоноремонтные мастерские (ВРМ). В 1921 г. из Санока было отримано10 вагонных кузовов, из которых на ВРМ собрали новые вагоны.

Польский период →


1909-1915 р

Навесні1909 г. началось прокладка вторых колей на линиях прежней кинки (на вулицяхгородоцкий и Жовкивский), а также переоборудование конной линии по ул. Карла Людвига(в настоящее время пр. Свободы). Рух вагонов трамваю было пущено здесь 25 июня в 1909 г. Одновременно с этим было открыто одностороннее кольцевое движение в центре города понинишнему пр. Свободы. Из-за того, что в то время во Львове (как и по ВсійАвстро-Венгрии) была принята левосторонняя система движения, вагоны трамваю впивничному направления двигались по левой стороне бульвара (от пл. Мицкевича), а впивденному направлению - по правой стороне (от оперного театра к пл. Мицкевича). Урайони пл. І. Підкови и на конце ул. Гнатюка было устроено два поворотнихпивкола: одно для вагонов, которые прибывали из севера, другое - для южных. Новакинцева получила название “Гетманские валы” и отражалась літерою”Н”. Из этих полукругов стали отправляться вагоны почти всех радиальных маршрутов(такая система действовала до 1951 г.)

З17 августа в 1909 г. радиальные линии HD и HK были объединены в одну диаметральную -з трассой от вокзала, через ул. Городоцку, Гетманские валы к паркукилинского. Новая линия получила индекс KD. Две другие радиальные линии по вул.Янівській - HJ и по ул. Зеленей - HЈ, было объединено в другую діаметральну:Личаків - ул. Зеленая - центр - ул. Янивска под индексом ЈJ.

31серпня в 1909 г. было разпочато движение трамваев по заново проложенной линии от пл.Галицкой, через пл. Бернардинску, по ул. Барской, к стыку со старой линиеюпо ул. Баторого. Здесь начали ходить вагоны обеих диаметральных линий KD іЈJ, а колея по ул. Баторого была закрыта на капитальный ремонт. Писляреконструкции, из 16 ноябрю в 1909 г. вагоны линии KD двигались по вул.Баторого, а вагоны ЈJ через пл. Бернардинску (Соборную).

1909-1915 р →


Немецкие вагоны и сокращения трамвайной сети

Усерпни в 1955 г. во Львов поступила первая партия импортнихнимецких вагонов LOWA Т-54 (проворные) и В-54 (причепни):шість проворных и шесть причепних вагонов. Проворным было предоставлено номери401 - 406 (серия “400″), причепним 501 - 506 (серія”500″). Проворные вагонимали задний и передний пульт управления, то есть были розрахованина движение челнока. Эти вагоны получило депо F 1 (на ул. Городоцкий), они начали работать на 2-ом маршруте.

Летом в 1957 г. прибулапартия из 5 поездов нового типа Т-57 - В-57 змиста Гота (НИР). Эти вагоны видризнялисяза внешним видом от поездов Т-54 - В-54 - у них передняя и задняя части были бильшобтичной формы. В 1957 -1958 гг. поступило еще 15 таких поездов. Все они працювалина 1 и 2 маршрутах.

У1960 г. в город поступило 5 поездов староимодели Т-54 - В-54 зкишинева.

Немецкие вагоны и сокращения трамвайной сети →


Зарождение общественного транспорта

Щена начала в 1870 г. две английскифирми просили в города разрешение на строительство и эксплуатацию конного трамваю, но городской совет отклонил просьбу.

В 1878 г., колистало понятно, что город не может бильшенормально функционировать без транспорта, городской совет объявил конкурс на концессию конного трамваю. Преимущество было предоставлено Триестинскомутовариству (г. Триест, Австро-Венгрия, доскладу которой в то время входил Львов) .Зважаючи на то, что улицы города булидуже узкими, было решено будуватиколию шириной 1000 мм

Основналиния должна была пройти от главного вокзала по ул. Городоцкой, через площадь Голуховских (в настоящее время пл. Торговая), потом по центральной улице города - Карла Людвига (проспект Свободы) с выходом намариацку площадь (пл. Мицкевича), и даличерез Галицкую площадь, пл. Бернардинску (Соборную), по ул. Чарнецкого (Винниченко) к таможенной управе (Таможенная площадь) .Від циеилинии было запроектировано ответвление - от пл. Голуховских (пл. Торговая), через пл. Краковскую(пл. Осмомисла), вниз по вул.Жовківській (Бы. Хмельницкого)с пересечением железной дороги и далидо вокзала Пидзамче и Жовкивской рогатки (угол улиц Волынской и Бы. Хмельницкого).

Зарождение общественного транспорта →


Послевоенное развитие

Пидчас боев за город летом в 1944 г. трамвайное хозяйство сильно пострадало.Возобновление шло постепенно. Первые трамваи с пассажирами отправились в рейс 1березня в 1945 г. Заработали маршруты FF 1, 6, 10. Однако, в связи с тем, щозгидно договору между СССР и Польшей поляки имели возможность переселяться из Захидноиукраини, что отошла от Польши к СССР в Западную Польшу, которая отошла виднимеччини в Польшу, а во Львове до войны 60 % население составляли поляки, почавсямасовий отток поляков из города. В мае в 1946 г. Львовский трамвайный трестзалишило 400 работников (поляков) - 80 % персоналу треста. В связи знестачею кадров нарушилась нормальная работа трамваю. Работников стали набиратизи служащих Львовской железной дороги, а также вербовать в регионах Схидноиукраини. До января в 1948 г. были возобновлены почти все линии трамваю, кроме гилокна Высокий Замок, техническую школу и Личакивску рогатку. Однако, теперь практичновси маршруты начинались в центре города, на ул. 1 Мая (пр. Свободы).

Навесні1948 г. был открыт дополнительный маршрут I 11 Центр - ул. Институтская (Ю.Мушака), а 11 августа в 1948 г. после капитального ремонта сдано в експлуатациюдилянку трамвайной линии по ул. Ленина (Личакивска), до конца улицы.

До1 мая в 1949 г. было возобновлено движение на Высокий Замок. Туда пошли вагоны видцентру по маршруту J 12. Таким образом, были закончены послевоенное видновленнятрамвайной сети . На то время были изменены маршруты K 1 и K 9 - они сталикильцевими. Маршрут K 1 курсировал по часовой стрелке, а K 9 против, навстречу маршруту K 1. В отличие от современной трассы, вагоны этих маршрутивкурсували в центре через ул. 1 Мая (пр. Свободы), пл. Галицкую и вул.Ватутіна (Князя Романа).

Послевоенное развитие →


Cистема обозначения маршрутов

Львивскасистема обозначения маршрутов

Сначала, когда во Львове были только 3 линии трамваю, маршрутных номеров вагонине имели, а только таблички с названием конечной остановки. Когда маршрутов сталобильше, возникла необходимость их обозначения. Во Львове было вигаданоуникальну систему определений маршрутов - комбинированными буквами. Каждый маршрутпозначався аббревиатурой из двух больших букв, первая из которых отвечала першийбукви названия начальной станции, а вторая - первой букве названия конечной станции.Из-за того, что тогда все названия были польскими, то использовались буквилатинского алфавиту.

Першоитак была обозначена линия по ул. Зеленой. Из-за того, что эта линия зъеднувалазупинку “Гетманская улица” (польской “Хетманска”) иличакив, то она получила индекс Н?, что значило: Хетманьска - Лаптей.Такое определение для этой линии было внедрено в ноябре в 1908 г. Лінія”Гетьманська - Янивска рогатка” получила аббревиатуру HJ; лінія”Гетьманська - Вокзал (польской “двожец”)” - индекс HD;лінія “Гетманская - Замарстинив” - HZ, а линия “Гетманская -Габріелівка” - HG. Были также предоставлены индексы и старым линиям: Личакивский- ?D (? - Лаптей, D - вокзал) ; Стрыйской - НК (Н - Гетманская, К- парк Килинского - так тогда назывался Стрыйский парк); Байкивский - HL (Н -Гетьманська, L - 29 Ноября). Позже, на заново открытых линиях, сохранялась такая же система. Индексы изменялись в зависимости от зминимаршрутив. Таким образом, в индексации маршрутов Львовского трамваю склалисятаки аббревиатуры (латинским алфавитом):

Cистема обозначения маршрутов →


Электрический трамвай

Будивництвоелектричного трамваю началось в сентябре в 1893 г. фирмой “Сименс ихальске” по трассе: главный вокзал - ул. Дзялинских (Тобилевича) - Леонасапеги (С. Бандери) - ул. Коперника - ул. Словацкого - ул. Сиктуска(Дорошенко) - ул. Килинского (Беринди) - пл. Рынок - ул. Руска - вул.Чарнецького (Винниченко) - по всей улице Личакивский, к школе Зиморовича(возле Личакивской рогатки), с ответвлением к Личакивского кладбища. Такожпроектувалася линия от ул. Килинского по ул. Гетманской (права частинанинишнего проспекта Свободы), восточной части ул. Мариацкой (пл. Мицкевича),з поворотом на Галицкую площадь и дальше по улицам Баторого (князя Романа),Панській, Зибликевича, св. Софии (сейчас эти улицы вошли в состав ул. І.Франка), к школе св. Софии. Отсюда должна была быть построена додатковалиния к Стрыйскому парку по нынешней ул. И. Франка, потом по вул.Рацлавицькій (в настоящее время северная часть улицы Самчука) к верхним вратам парка.Строительство трамвайного депо и трамвайной электростанции намечалось на мискихземлях, на пересечении нынешних улиц Сахарова и Витовского.

27 апреля в 1894 г. звидня во Львов прибыли первые трамвайные вагоны (16 вагонов фирмы “Сименс ихальске”). 12 мая ночью состоялась первая пробная поездка, а 31 травняпочался регулярное движение электрического трамваю за маршрутом “Главный вокзал- Стрыйский парк”. Львов стал 4-м трамвайным городом в Австро-Венгрии.

Электрический трамвай →


Советский период

Станомна 1 октября в 1939 г. трамвайнегосподарство мало 65,6 км. одиночного пути, две тяговых подстанции общей мощностью 6540 квт, два трамвайнихдепо, вагоноремонтные мастерские.Парк насчитывал 176 пасажирскихвагонив восьми типов (ут.ч. 115 проворных и 55 причепних) и 5 служебных вагонов (снегоочистителей).

5грудня в 1939 г. закончилось строительство трех трамвайных линий общей длиной 2,5 км. Усивони несколько продлили существующие маршруты. Были продлены линии по ул. Токажевского (Городоцкий) видбогданивки к железной дороге Львов - Черновцы в Сигнивци, по ул. Янивский видкинця Янивского кладбища к железной дороге и по ул. Замарстинивскийвид углу вул.Городничої (Огороднической)к нынешней ул. Торфяной. Общая длина сети составила 70,8 км. одиночного пути.

На протяжении 1939 - 1940 гг. были проведенизмини в маршрутной сети. С 15 декабря в 1939 г. вагоны маршрута H 2 начали ходитине к технической школе, а только к центру, к пл. Бандурского(пл. Таможенная). Немного позже цеймаршрут было сокращено к Гетманским валам. Отсюда к технической школе было организованорух вагонов под буквой “П”. Был сокращен маршрут I 8, вагоны ходили не к Личакивскоговокзалу, а поднимаясь от Богданивки по ул. Личакивский, поворачивали направо, на ул. Петра (Мечникова), потом на вул.Кохановського (Левицкого) и дальше йшлив центр и Богданивку. Назустричмаршруту J 8 против годинниковоистрилки булозапроваджено маршрут K 5. В звъязкуз прекращением работы выставки “Восточные торги” в наприкінці1939 г. было ликвидованомаршрут K 11.

Советский период →