Архів за місяць Березень 2008

Поляки во Львове

|||

МЕНЬШИНСТВО

на свитлини: В первые послевоенные годы поляки пытались приспособиться к реалиям советского Львова, однако впоследствии большинство из них выехало в Польшу
Свитлина Владимира МЕЛЬНИКА
Поляки как миф
Послевоенное советское поколение о поляках во Львове знало очень мало. Для тех, которые родились в городе в 60-70-х годах ХХ века, они были почти мифом, причем негативным. Поляки в сознании советских львовян стойко ассоциировались с “буржуазно-помещицкой” Польшей. какая веками порабощала Галичину и постоянно дискриминировала украинское население города. Вот и все, по крайней мере более ничего не писали в советских книжках из истории Львова, другого в школах не учили.
Конечно, были еще недействующие польские костелы и красивые гробивци на Личакивскому кладбища, с вычеканенными на них звучными польскими именами и фамилиями. Были катедра и костел на Личакивский, возле которых несколько раз в год собирались мужчины и женщины старшего возраста, а еще - две польских школы, о существовании которых многие львовяне узнавали случайно, натолкнувшись на них во время прогулок городом. Были и сами поляки, которые время от времени давали о себе знать в обществе, но чаще всего люди не подозревали, что они поляки, так как говорили те по-украински и ничем особенно от украинцев не отличались.
И откуда тогда было знать рядовым львовянам советского поколения, что еще за несколько десятков лет к их рождению поляков в городе было свыше 150 тысяч - каждого второго львовянина. Могли ли ведать, что Львов веками был городом польской славы и величия, одним из центров консолидации польского этноса в тяжелые годы. Что история польского народа, его культура, образование, наука без упоминания о Львове не является полноценной. И за этническим составом населения, и за языком, с культурой, и за духом Львов много лет действительно был прежде всего польским городом, и не нужно этих слов бояться, ведь таким он не будет уже некогда.
История
Поляки долго добывали право на этот город. 1349 год, когда польский король Казимир ІІІ в первый раз захватил Львов, 1387 год ли, когда вся Галичина, а с ней и Львов, почти на 400 лет отошли в Польшу - это лишь исторические даты конкретных политических событий. Окончательно же Львов стал польским городом лет через сто, на грани ХV и ХVІ веков, а возможно - кое-что позже. До тех пор они добывали в борьбе первенство в нелегком споре … нет, не с украинцами, а с немцами и армянами. Именно немцы, богатые и самонадеянные куче и ремесленники, долго (по-видимому, еще со времен последних галицких князей) удерживали в свои руках главные должности в органах городского самоуправления и руководили наиболее престижными городскими цехами. Именно армяне благодаря торговле восточными товарами получали огромные прибыли и делали Львов торговым мостом между Западом и Востоком. И только после наплыва польских колонистов и постепенного упадка транзитной торговли богатые львовские мещанские роды немецкого и армянского происхождения потеряли господствующие позиции. Во Львове сформировалась новая городская элита - уже польская. Молодой патрициат вскоре окреп экономически, а затем и политически.
В конце концов, в ХV - ХVІ веках немцы полонизировали, а еще лет через сто, после польско-армянской церковной унии, - и армяне.
А дальше сотне лет поляки были хозяевами в этом городе, неоднократно защищали свое право на него от турков и татар, от россиян и шведов, и обычно, - от украинцев. И даже, когда в самом Львове было спокойно, в трудные времена для нации польские жители города неоднократно были в первых рядах защитников своей Отчизны. В память обо всем этом они оставили во Львове сотни томов исторической литературы, которые сохраняются в хранилищах библиотеки им. В. Стефаника, три мемориала на Личакивскому кладбище и легенду о “польских орленках”.
С приходом большевиков (сентябрь 1939-го) жители Львова практически сразу же почувствовали все “прелести” сталинской национальной политики. По-видимому, наиболее предвзято большевики относились именно к полякам. В сознании людей, которые прибыли тогда, уже крепко укоренились стандартные большевистские идеологические штампы. Поляки для них были врагами, которые только то и делали, что притесняли трудовое украинское население. Потому с ними особенно не панькалися. В частных случаях представители новой власти делали своеволие: запрещали читать лекции польской языком для польскомовних слушателей; самовольно вселяли приезжих в дома зажиточных поляков, а тех просто выгоняли из дома; ограничивали прием на работу лиц польской национальности. Вслед за этим в Галичине стремительно начал раскручиваться механизм принудительной депортации поляков в восточные регионы СССР, который кое-что раньше уже был апробирован на Восточной Волыни и Подилли.
А затем, в 1944-1947 годах, проходил обмен населением между Польшей и СССР. Только по нескольким годам поляки лишились фактически всего, что добывали и берегли веками. Впрочем, растерянные, уставшие жестокой войной, они ехали из Львова, даже не имея времени, чтобы постичь весь объем утраченого.
Достаточно много, имея негативный опыт жизни с большевиками, убегали в Польшу, не ожидая указаний новой власти. Однако многих не привлекала перспектива переселения. Они не понимали, почему следует выезжать только потому, что в который раз перекроены государственные границы, только потому, что к этому призывает Москва и новое руководство в Варшаве, легитимность которого вызывала большие сомнения. Понять неизбежность переселения им помогали большевики. Террор стал действенным методом убеждения.
Послевоенные годы
Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в очень сложных общественных условиях - прежде всего психологически.
Уже через десять лет после начала переселения поляков в городе их было приблизительно в десять раз меньше сравнительно с довоенной численностью. Они во Львове не только потеряли статус государственного этноса, что само по себе требовало кардинальной мировоззренческой переориентации представителей этой этнической группы, но и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, россиянам и евреям. Новое этническое окружение (местные украинцы, большинство из которых были родом из сел Галичины, других регионов республики, россияне и другие, преимущественно русскоязычные) было не просто чужим для них, но и, в соответствии с устоявшимися стереотипами, - во многом враждебным, поскольку в прошлые века именно Россия и Украина нередко составляли угрозу польской государственности. Поляки Львова после обмена населением потеряли поддержку со стороны других, когда-то полонизирующих больших и средних городов Галичины, от когда-то наполовину польского Львовского сельского уезда, а также оказались в определенной изоляции от соотечественников в Польше. Кроме того, власть и дальше откровенно не толерувала поляков. Им в официальной советской истории было отведено место прежних оккупантов, и не больше. Польского населения во Львове будто не существовало, о нем почти никогда не вспоминали.
Общественная активность поляков в городе постепенно почти замерла, невзирая на то, что их численность в 60-70 годах прошлого века все-таки была достаточно значимой, - свыше 10 тыс. лиц.
Началось стремительное размывание их этнического самосознания и украинизация. Отмеченным явлениям способствовало и то, что в результате обмена населением из Львова выехала практически вся городская элита: представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие и тому подобное. В итоге у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался самый низкий уровень образования среди всех главных этнических групп, которые жили во Львове. Кроме того, остались главные поляки из смешанных польско-украинских семей, преимущественно женщины. И даже за переписью 1989 года, через 45 лет после обмена населением, в городе представители этой этнической группы имели просто ужасную половую структуру: на 1000 полячек у них приходилось лишь немного больше чем 600 поляков (при том, что в целом этот показатель составлял свыше 900 мужчин на 1000 женщин).
Их количество быстро сокращалось. В 1989 году было лишь 9,7 тысяч, или 1,2 % население Львова (сравнительно с 1959 годом - на 40 % меньше). Темпы снижения численности поляков во Львове и в целом в Галичине были значительно выше, если принимать во внимание другие регионы Украины. Хотя поляки в других областях были более украинизированными. В Галичине существовали несколько факторов, которые существенно влияли на сокращение количества. Первый: постепенный выезд некоторых поляков на постоянное проживание в Польшу в результате пограничного расположения региона. Второй: несприятлива возрастная структура поляков Галичины - много лиц преклонных лет. Третий: как и в других районах Украины - ассимиляция.
В 80-х годах почти 40 % поляков Львова считали родным языком украинскую. Постоянной польскомовного среды в советском Львове не существовало, старшие люди пользовались родным языком только в семейном кругу. Малочисленное младший поколение быстро украинизировалось. Этому процессу способствовало то, что сугубо польских семей во Львове было не так много, а поляки в смешанных семьях записывали детей преимущественно украинцами.
В советский период во Львове постоянно действовали две польских школы - восьмилетняя % 10 и средняя % 24, хотя много предметов у них выкладывали по-русски. По данным переписи 1989 года, почти 15 % жителей польской национальности назвали российскую родным языком. Правда, некоторые факты свидчат, что русскоязычные поляки Львова являются потомками выходцев из южных и восточных областей Украины и других регионов прежнего СССР, которые в послевоенный период приехали к городу.
Еще быстрее языка терялись национальные традиции, приходила в упадок культура. Римо-католическая церковь была, по-видимому, единственным фактором, который хотя бы как-то поддерживал национальную идентичность тех поляков, которые остались во Львове.
Современность
В конце 80-х началось национальное возрождение польской этнической группы в Галичине. Во многих городах и поселках края были созданы польские культурные общества, активизировалась деятельность римо-католической церкви, появились газеты, новые польские школы и классы. Поступала помощь из Польши. Это в значительной мере приостановило процесс ассимиляции, но вполне возможно, что численность польского населения Львова дальше будет уменьшаться. При условии сложной экономической ситуации немало его представителей переезжают на постоянное проживание в значительно экономически более стабильную историческую родину. Численность польского этнического меньшинства в городе может кое-что срасти лишь в том случае, когда признают себя поляками те львовяне, которые в послевоенный период записывались украинцами. Сколько таких было - теперь не известно даже приблизительно.
У Украины и Польши очень много сложных страниц истории, особенно тех, которые касаются Львова.
Однако они уже в отдаленном прошлом. Сейчас, хотя по большей части благодаря польским туристам, во Львове опять слышать польский язык. Собственно львовским полякам не позавидуешь. Они очень слабы как национальное меньшинство. И то, что теперь, в отличие от советского периода, они имеют возможность вполне реализовывать свои права, существенно дела не улучшает. Потому что аж слишком большие потери понесли после Второй мировой войны. Если бы еще лет 10 продержалась коммунистическая власть, то они стали бы в городе настоящими реликтами, а затем и позникали… А когда будет озоровать римо-католическая катедра, город очень много потеряет. Львов станет более бедным.

Поляки во Львове →


http://sarogroup.ru/, канальные кондиционеры, кондиционер в офис.

ПО СЛЕДАМ ЕВРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Еврейское общество Львова было всегда известным далеко за пределами Галичины. Ко второй мировой войне в городе функционировало около 60 больших и малых синагог. К сожалению, сейчас от прежней славы львовских евреев осталось немного. На территории прежнего середмистя, Краковского и Еврейского кварталов Львова Вы увидите остатки синагоги «Золотая Роза», Памятник жертвам еврейского гетто во Львове, прежняя еврейская Личниця, дом, где во время визита к Львову жил Шлем Алейхем, помещение еврейского общества «Хесед-аръе».
Евреи проживали во Львове из XIII ст. Тогда они поселились у подножия горы Высокий Замок и образовали большое предместье, которое со временем начали называть Краковским.
Большое количество евреев прибывшее после 1569 г., когда согласно с Люблинской унией, поляки и евреи достали право переезжать к востоку, на земле Литовского княжества. К кінцяXVI ст. они уже заселили несколько улиц неподалеку от площади Рынок, и до наших дней две улицы называются Еврейская и Древнееврейская.
До сих пор можно увидеть руины синагоги Золотая Роза, которая была построена в стиле ренессанс в 1582 г. Это была главная синагога еврейского квартала. Также можно увидеть место, где когда-то находилась еврейская школа “хедер” и ритуальные бани, прогуляться улицами Федорова и Еврейской, где стоят кам’яници, которые когда-то принадлежали еврейским старейшинам.
Хотя настоящая галицкая еврейская община уже давно не существует, караулит посетить место, где она когда-то процветала, где находится и до сих пор величественный дом бувшого Еврейского госпиталя, основателем которого был доктор Раппопорт, известный руководитель еврейского движения “хаскала”.
Синагога «Золотая роза»
Каменную городскую синагогу построили 1582 года итальянские архитекторы Павел Щасливий (Павел Римлянин, он же - Паоло Доминичи Романус) и Петр Зичливий в историческом середмисти Львова на улице, что в средневековье звалась Жидовской (в настоящее время - Древнееврейская). Основателем синагоги был богатый львовский купец, банкир и королевский финансист Исаак Нахманович (Исаак бен Нахман). Потому в истории закрепилось наименование “Синагога Нахмановича”. Это была вторая городская синагога во Львове, на строительство которой власть долго не предоставляла разрешения. В конечном итоге, римо-католический архиепископ, позволяя ее строительство, приказал, “чтоб неверные жиды не сооружали синагоги выставной и ценной, но обычную, средней меры”. Народное название “Золотая Роза” (или “Турей загав”) связана с дочкой Исаака бен Нахмана, которая, согласно с местной легендой, помогла еврейскому обществу достать разрешение на строительство этой синагоги.
Учитывая архитектурные ограничения синагога, каменная из кирпича и камню, имела размеры в плане лишь 11 х 9 м. Пол молитвенного зала был углублен ниже уровня улицы, благодаря чему и образовался высокий репрезентативный зал, перекрытый системой готических крещатых сводов на нервюрах. Архитектурная стилистика этого здания кое-что архаичная, как для конца XVI века: она переходная от готики к ренессансу. Готические окна и нервюри на удивление органически совмещались из ренессансним аттиком, что имел аркатурно-пилястровый фриз и маньеристичну “корону” в завершении.
Это здание было центром общественной жизни еврейского района города и одной из самых ценных архитектурных достопримечательностей Львова. Она считалась одной из самых красивых синагог Центрально-восточной Европы. В 1920-30-х годах ее исследовали разные специалисты, которые выполнили архитектурные обмеры и фотофиксацию. Достопримечательность разрушили взрывчаткой немецко-фашистские оккупанты в августе 1941 года. Остатки синагоги объявлены достопримечательностью архитектуры местного значения ( охранительный S 513-Лв). Она включена в утвержденную Правительством Украину 1999 года Программы воссоздания выдающихся достопримечательностей истории и культуры Украины.


кондиционеры мицубиси

Что делалось на Жидовской улице

Приблизительно посередине улицу Руску пересекает улица Бляхарска (теперь Древнееврейская, - прим. ред.) , что на север следует к костелу ОО. Доминиканив и армянского квартала, а на юг - к монастырю ОО. Бернардинив. Южная ее часть, справа от Рынка - то древняя Жидовская улица Так называлась она во времена Австро-Венгрии (Judengasse), аж пока в 1871 году учитывая странную и непонятную впечатлительность жителей название заменили на невыразительную и исторически ошибочную - Бляхарска.

В начале улицы, справа, на западной ее стороне, видим большую кам’яницю, подпертую контрфорсами. Налево до недавнего времени стояла подобная, возможно, даже старшее здание. Понятно, что кам’яниця была вписана в линию старых домов, а потому улица в конце была уже, чем посередине. На контрфорсах обоих домов висела надпись «Жидовские врата» (Porta Judaeorum), которые обычно называли просто «Брамка», а по жидовские der Tojr. Так измельчало ее называли, чтобы отличить от инших больших городским врат (Краковской и Галицкой), так как размером была из фирту, но большая, чем инши фирти, что вели к городу: Босацка и Иезуитская.

Той Брамкой заканчивалось городское ґетто и только через нее можно было достаться Жидовской улицы. Как и во всех инших городах, на ночь ее закрывали на двойные засовы - с городской и жидовской сторон. В те времена на Жидовской улице был достаточно много люда, которые завершении торговици жил в тесном и удушающем ґетто, однако в безопасности от всякого нападения, разбоя, погрома.

Что делалось на Жидовской улице →


отопление цеха

Греческий мир Львова

«Приехали греки, привезли цитрины.»

В сознании современных львовян греки ассоциируются преимущественно с материальной и духовной культурой неизвестного, далекого и таинственного Востока. Стереотипность такого представления является следствием малой поинформованости относительно степени влияния схидносередземноморской духовной и материальной культуры Европи на местную среду во время средневековья и нового времени. В отличие от южных поприщ Украины, где население систематически общалось с греческими жителями причерноморских городов, мещане западных земель Украины шире запизнались с представителями этого этноса лишь в конце XVІ ст. Между тем, о присутствии греков на территории Галичины можем говорить, вспоминая времена позднего средневековья. При дворе князя Ярослава Осьмомисла в 1164 г. искал политического убежища претендент на константинопольский императорский престол Андронник И Комнин. Благодаря таким контактам местные князья должны были возможность заявить о себе как о серьезном политическом и военном факторе в плетиви сложных процессов, которые происходили в пределах византийской співдружности1 .

К первой половине ХІІІ ст. достаточно хорошо была развитая торговля Галича с причерноморскими колониями. Главным партнером Галицко-волынского государства в Северном Причерноморье более длительное время оставалось Белгород (Аккерман). Лишь татарские нападения прервали традицию такой торгівлі2. Самую первую среди известных нам вестей о деятельности греческого купца во Львове записано на страницах самой старой среди сохраненных Актовых книг города в 1382 р.3

Греческий мир Львова →


http://sarogroup.ru/, кондиционеры toshiba, кондиционеры

Урбанизация Галичины

Урбанизация Галичины во времени и пространстве

Сеть городских поселений Галичины, которая на данное время охватывает около полутора сотню городов и поселков городского типа, сформировалась в результате длительного исторического развития региона, пройдя в процессе своего становления несколько этапов. Первые городские поселения в Галичине (как и в соседней Волыни) возникли в процессе развития местных общественных отношений еще к распространению на эту территорию власти киевских князей. Это значительно повлияло на развитие галицких городов в более поздние периоды, а также во многом объясняет специфические черты галицкой урбанизации, сравнительно с большинством инших регионов Украины.

В Х-ХIII ст. на территории Галичины уже существовала достаточно развитая сеть городских поселений, общественная жизнь которых была организована на принципах давнего украинского права. Сведения о городах Галичины в этот период наводят летописи. Их анализ удостоверяет, что самые давние города возникали преимущественно на берегах судоходных год или на сухопутных торговых путях в удобных для обороны местах. Первым в летописях на территории Галичины упомянут город Перемишль - в 981 г. Генезис Перемишля окончательно не выяснен. И мовирно, что сначала это был племенной центр белых хорватов, какой определенный период был в сфере влияния давних Чешской и Польской держал, а уже потом отошел к киевским князьям.

Урбанизация Галичины →


Жовква

Жовква. Укрепление

В конце XVI ст. на западноукраинских землях, заграбастанных Польской Короной, на территории поселения Винники появилась прекрасная жемчужина европейского ренессанса - укреплен город-резиденция Жовква.

Один из самых могучих польских шляхтичей, канцлер, гетман войск коронных Станислав Жолкевский (1547-1620 гг.) - апологет католицизма, успешный полководец и дальновидный политик, вихований в традициях ренессанса, в письме к жене писал: «Наступают каждый раз страхитливиши опасности. Это и побуждало меня, в первую очередь, построить свой замок и заложить местечко…» [1, с. 13].

Жовква →


Самбир


Цветной и тщеславный Самбир

Стара поштивка.

Мне нравится этот город! И все здесь. :о)

В верховье Днестра, в отдалении 75 километров к западу от Львова и 16 километров к северо-востоку от Карпат, раскинулся древний Самбир. Город не такое и малое, но вместе с тем очень уютное и яркое. Разноцветные домики на площади Рынок, до умопомрачения вкусные и дешевые жареные гуйви в кафе ” Маричка “, ратуша, украшенная копиями старых открыток, мощи _того_самого св. Валентина в униатском храме, несколько величественных костелов, несколько типично австро-венгерских правительственных домов, гамирний базар в центре города и вокзал, спрятанный за деревьями небольшого парка. Здесь останавливаются поезда на Трускавець, Солотвино и Ужгород (это относительно вопроса “ А как туда добираться ?”). Кроме того, регулярно ходят маршрутки и электрички из Львова.
Гордость самбирцив - зал органной музыки. Концерты проходят каждую субботу о 11 часу. Но как раз там я и не была.

Самбир →


Маркопиль

В поле наблюдений и исследований научных работников попадают преимущественно такие среды, в которых качественно и количественно отображено достижение цивилизации. В ней человек является творцом рукотворной геометрии пространства, вместо этого природа - не рукотворна. При созерцании и исследовании рукотворного и нерукотворного появляется вопрос определения поля и правил игры, как культурного и геометрического пласту земли. Из культурных позиций земля является местом для совершенствования человека, который «принуждает возникать какую-то форму в материале вещи, где парадоксальным образом для чистого знания мысль узнает свою модель, с которой аж до сих пор никогда не сталкивалась! Со знанием или без него, но художественное движение иначе, чем знание, добывает смысл бытию , художественное измерение культуре.» [10, с. 199]. Геометрический пласт нельзя условно воспринимать как ровную поверхность, ба наоборот: он холмист, пластично не уравновешен, такой, который является местом для закладки человеческих усилий и формирования культуры как жилья мира, «который не является простой пространственной приметой, но созданием выразительных видчуттевих форм бытия, осуществляемых нетематизованой мудростью тела, которая является искусством или поэзией» [10, с. 201].

Появляется проблема: человек не пытается вести диялог с землей, а лишь монолог, который заключается в использовании земли, которая является ограниченной и необмеженой в векторе архитектурного развития среды. Будучи базовой поверхностью для самостоятельной среды, она в то же время рекомендует пропорции и средства выражения такой среды, которая творится человеческим умом и руками (культура большого города и традиция).

Геометрические рекомендации земли - это ограничение розлеглости поселений, расположения улиц и площадей, определения якости и килькости домов, а также их вертикальной величины. Здесь мы можем вспомнить практически все города земного шара, то есть взаимодействие рукотворного и нерукотворного есть в любом поселении, но в каждом городе существует своя неповторимая форма выражения игры. Самой показательной является такая игра, когда не заостряется конфликт между рукотворным и нерукотворным. Для того, чтобы «город из земли» назывался именно так, необходимо, чтобы оно в полноте обґрунтовувало определен перечень критериев - это форма рельефа, наличие водной артерии, характеристика природнего озеленения, характеристика состава ґрунту, солнце (ориентация), дождь (водоотвод), ветер (ориентация улиц, домов, окон в домах), якости формы города, а именно: чистота соотношений «об’ект - фон»; простота и четкость формы (читабельность архитектурной геометрии); непрерывность границь города; доминанта города; полет виденье (живописность).

Маркопиль →


Городские ратуши

Неотъемлемым атрибутом галицких городов, которые имели привилегии маґдебурзького права, были ратуши. На об’емно-просторове формирование этих сооружений влияли архитектурные стили, строительный материял, середовищний контекст, символические и идеологические параметры города и государства в целом. Архитектурные стили в истории соотносятся с периодической последовательностью качественных изменений, большинство из которых возникло все-таки в результате революций, войн и зовнишнедержавной экспансии. Выбор строительного материялу, из которого возводились ратуши, зависел от административно-политического статуса города, его экономического и стратегического потенциялу. Середовищний контекст был компликативним продуктом двух измерений - пространства и времени.

Ратуши выделялись з-посеред иншой застройки города, ведь в них располагалась городская власть - один из основных факторов влияния на формирование целого образа сооружения. Потребность в таких зданиях имеет глубокий корень, еще в античной Греции возводили - buletorion, а в Риме - kuria. В Европи найстарші средневековые ратуши начинают строить в ХІІ ст. и для этого выбирают символические места - преимущественно в центре города, посредине рыночной площади, инколи в одной из ее сторон. Ратуши были преимущественно прямоугольны в плане. Архитектурное решение фасадов было монументальным, почти всегда с башней и часами. Башня была встроена в объем здания или свободно располагалась рядом. Набор помещений состоял из зала совещаний городской власти, судебной палаты, дежурки городского сторожа, тюрьмы в пивных, купеческих магазинов и тому подобное. Рядом с ратушей возводили разные сооружения торгового назначения: сукенници, купеческие магазины и тому подобное. Архитектурные формы ратуши изменялись на протяжении веков в соответствии с развитием искусства - от суровых средневековых оборонных зданий к репрезентацийних много украшенных фасадов, взорованих на благородные палаццо.

Моделирование функционального пространства ратуши и ее внешнего образа определялось идеологическим направлением. Изменения идеологии или ее модификация прямо пропорционально влияли на главное административное сооружение города. Первично, в началах локации города, место под сооружение ратуши выбиралось посреди рыночной площади, с удобными коммуникационными соединениями. Горизонтальные габариты определялись размером площади, статусом города и его влиянием на политику в регионе. Архитектурное решение фасадов зависело от времени строительства, а их изменение - от политического строя или належности к определенному государству. Следовательно, сооружение ратуши было в просторные города, региона и отдельного государства определенным символом. Этот символ имел важное значение для формирования мещанской и национальной идентичности, поэтому вмешательство в образ ратуши могло повлечь изменение общественных настроений.

Городские ратуши →


Городские дома

Интересной отраслью деревяного строительства были мешкальни и другие дома по городам и меньшим местечкам. Теперь это строительство не существует. Некоторые достопримечательности еще сохранялись перед первой мировой войной, но и те почти полно были уничтожены во времени двух мировых войн, революций и нерадивостью администрации. Между тем, не только в XVІІ-XVШ веках, но еще в XIX веке были целые города (небольшие), строенные из дерева в оригинальных формах и интересных деталив. Еще в 1923 г. автор этих строк должен был возможность зарисувати площадь местечка Потилича в Галичине, которая состояла из деревяних строений, - мешкальних домел, заезда, городского дома, двух башен и нескольких церквей. Знаем также из исторических источников, что на Украине были большое количество деревяних строений общественного назначения, как школы, сельские правительства, госпиталя, корчмы, а также строения шляхты - вилле, пылать, замки.

Сохранились также описания и воспоминания подорожников XVП-XVПІ ст. о деревяни, городские дома.

Посол Венецкой республики А. Вимина, посетив Украину и гетьм. Б. Хмельницького в 1650 году, отметил, что украинцы большие мистци к деревяних строениям. Более обстоятельно описывает деревяну архитектуру Павел из Алепо (из Сирии), особенно церковное. О городах на Украине в 1654 г. пишет, что они хорошо упорядочены с прекрасными деревяними домами, госпиталями и банями. Везде по городам видел он также башни с часами и водопады на площадях. О палате на цитадели в Прилуках на Полтавщини, построенную в 1647 г., пишет, что она «величава, высока, необычайно просторна, построена из огромных балек, из выглаженных внутри и наружу досок, которые плотно пристают к себе, и с огромными и высокими печами, которые превышают кипарисы. Из чуда взойти нельзя!» Также о киевских деревяни домах пишет, что они «прекрасны, высоки и построены из брусьев». Й. В. Меллєр в своем путешествии по Украине в 1780-1781 г., отмечает, что украинцы добрые ремесленники, в частности плотники. О городском деревяний доме (ратушу) г. Кременчуга пишет, что он «вибудова ной с вкусом, украшенный колоннадой».

Городские дома →