После завоевания Львова польским королем Казимиром III большая часть коренного населения - украинцев, или русинов, как их тогда называли в Галичине, - осталась на территории старого города, которая вошла в состав Краковского предместья. Меньшая часть переселилась во вновь созданное середмистя. Здесь украинцы заняли его восточную часть, создав собственный квартал. Его центральной осью стала улица Руска. Но эта улица охватывала не только ту Руску, которую знаем в настоящее время, но и все пространство между нынешними улицами Древнееврейской, Подвальной и Ставропигийской. Тогда не было четкой системы жилищных кварталов - застраивались свободные участки. Потому ул. Руска в средние возрасты была лишена правильного планирования, которое появилось лишь в конце XVIII ст. Вплоть до начала XX ст. улица была застроена одно- и двухэтажными домами, за исключением начальной части. Современная застройка сделана в первом десятилетии XX ст.
Найранша документальное упоминание названия “Руска” достигает в 1472 г. Но еще в 1414 г. встречается название “Соляникив”, которое свидетельствует о занятии жителей улицы.
Постепенно украинский квартал превратился в своеобразное гетто. Нет, конечно, его нельзя сравнивать с еврейским. Украинцы имели большее правь. Но… Согласно с постановлением Пйотрковского сейма в 1525 г. у середмисти Львова украинцы имели право владеть недвижимостью лишь в пределах ул. Руской. Правда, юридическое это положение было введено сравнительно поздно - в начале XVII ст., но фактически оно действовало уже в XV ст.
Сызвека основой экономической жизни ул. Руской была торговля и значительно меньшей мерой - ремесло. Причиной этого были ограничения, внедренные властями. Однако не следует думать, что украинцы могли свободно заниматься торговлей. Ограничения существовали и здесь, хотя не такие значительные, как для ремесла.
Украинцы были лишены права участия в городском самоуправлении. Боны могли защищать город, платить налоги. Политические решения, финансы - все это было не для них. И эта дискриминация, только в других формах, сохранялась вплоть до 1939р.
Улица Руска была ячейкой острой идеологической и политической борьбы, потому имела всеукраинское значение.
Достопримечательностей средневековья здесь сохранилось сравнительно немного. Лишь в начале улицы стоят дома, которые датируются XVI, - первой половиной XVIII ст. Интересно заглянуть во врата такого дома. Необычное планирование, пив-арки, узкие коридоры - все это предоставляет домам романтичного вида, очень редкого в наши дни.
Дом 2. Камъяниця Войнаривска. Построенная в XVI ст. На первом этаже сохранились следы готики. В этом доме в XVII ст. некоторое время жил известный печатник и издатель Михаил Слезка, белорус по происхождению.
Дом 4. Построенный в XVI ст. Бы в 1610 г. перешел во владение армян Бартановичив и от них достал название. С этим, очевидно, связаны надписи грабаром (старо-армянским языком), сделанные под окнами. Неоднократно перестраивался, потому от первобытного вида сохранились лишь ренессансный портал и готические крестовые своды на первом этаже. Во дворе над замурованной аркой - каменная голова льва с гроздью винограда в зубах. Лев приязненно улыбается, будто приглашая посетить шинок, который содержался здесь.
Дом 7. Знаменитый ансамбль Успенской церкви, созданный в 1572-1629 гг., прекрасный образец архитектуры Возрождения. Он состоит из церкви, колокольни, или башни Корнякта, и каплицы Трех Святителей.
Успенская церковь существовала еще в начале второй половины XIV ст. Некоторые исследователи считают, что она появилась раньше и была сожжена в 1340 г. во время нападения на Львов войск Казимира III. Длительное время она была деревянной, в начале XV ст. сгорела, и на ЕЕ месте в 1421 г. поставили каменную, которая погибла во время пожара в 1527 г.
В 1547-1559 гг. прославленный архитектор Петр Италиець построил новую церковь. Значительную сумму на ЕЕ сооружение дали молдавский (валашский) хозяин Александр Лопушняну и своя жена Роксана, потому церковь иногда называли Валашской. Но она просуществовала недолго, сгорев в 1571 г. со всей Руской улицей.
В 1591 г. началось строительство новой, четвертой церкви. Его вело Ставропигийске братство, хотя значительную помощь оказывали молдавские хозяева, гетман Петр Конашевич-Сагайдачний. В 1592 г. большую сумму пожертвовал российский царь Федор Иванович. В благодарность за это строительные разместили в куполе церкви гербы России и Молдавии и сделали надпись: “Пресветлый царь и большой князь Москвы России бысть благодетель сего храма”.
Автором проекта был Павел Римлянин. Ему помогали также Б.Капінос и А.Прихильний. Последний и закончил строительство в 1629 г.
Башня Корнякта была построена в 1572-1578 гг. по проекту Петра из Барбони. Финансировал строительство Константин Корнякт, потому башня и названная его именем. На его же заказ был отлитым звон “Кирилл” диаметром в два метра и весом около 4 т. Это был наибольший звон во всей Галичине. Его звук заглушал звоны костелов, что вызывало недовольство католического духовенства.
Сначала башня была трехъярусной, с палаточной крышей. в 1689 г. архитектор П.Бебер прибавил еще один ярус (после чего ее высота составляла 65,8 м), бароковий шлем и четыре пирамиды.
В 1779 г. удар молнии растопил звон и повредил башню, ее от реставрировали, а звон отлил заново в 1783 г. львовский мастер Ф.Полянський.
Во дворе церкви стоит построенная в 1578-1590 гг. каплица Трех Святителей - жемчужина украинской архитектуры эпохи Возрождения. Относительно авторства проекта, то здесь мнения специалистов расходятся. Одни считают автором П.Красовського, другие - Петра из Барбони, третьи - львовянина А. Подлесочного.
Некоторое время каплица служила церковью. Бы в 1671 г. сгорела и была отреставрирована на средства грека А.Балабана, потому ее иногда называют Балабанивской. Об этом рассказывает надпись на каменной доске, вмурованной над входом.
В 1697 г. художник О. Ляницький выполнил для каплицы иконостас.
Каплица оставляет неизгладимое впечатление. Если заглянуть в фонарь ЕЕ купола, то создается впечатление огромной высоты сооружения, хоть в действительности она не выше двухэтажного дома.
Подземелья церкви в ХVІ-ХVІІ ст. служили местом захоронения. Здесь были похоронены Иван Пидкова, Константин Корнякт и др.
При церкви из XVI ст. существовало Успенское братство - организация украинских ремесленников и купцов. В 1586 г. оно добилось ставропигии - независимости от власти местных епископов и потому стало зваться Ставропигийским. Слово “ставропигия” происходит от греческого слова STAUROPIGION - “вменения креста”. Потому на ознаменування акта братство приняло герб - крест, установленный на холмике. Боно было наибольшим из всех львовских братств и считалось “материнским” относительно них.
Не следует забывать, что право ровного вступления в братство для всех православных было лишь формальностью. Высокий вступительный взнос закрывал туда дорогу городским низам. Потому деятельность братства руководствовалась потребностями зажиточной прослойки украинского населения Львова.
И все же львовские братства под руководством Успенского сыграли значительную роль в борьбе против национального притеснения. Боны не ставили широких политических заданий - для этого просто не было возможности.
Но Успенское братство постоянно требовало от правительства уравнивания православных в правах с католиками, отмены ограничений в занятиях торговлей и ремеслом. Особенно оно славилось своей культурно-образовательной деятельностью. При братстве существовала школа с программой, приближенной к учебным программам университетов того времени. Здесь выкладывали выдающиеся украинские ученые, в частности, брать Лаврентий и Стефан Зизании, Кирилл Транквилион Ставровецкий, Иван Борецкий. Преподаватель школы Йоаникий Волкович был величайшим поэтом, творцом одних из первых образцов украинской стихотворной литературы. Выпускник школы Ламва Беринда написал “Лексикон словеноросский имен толкование” - первый украинский энциклопедический словарь.
Устав школы, созданный в 1586 г., - один из первых в Европе, выдающаяся достопримечательность педагогической мысли. В нем были сформулированы задания школы не только в предоставлении ученикам знаний, но и в воспитании граждан-патриотов.
Значение школы выходило далеко за пределы Галичины. Понимая это, гетман Петр 1621 г. Конашевич-Сагайдачного завещал ей 1500 злотых, проценты из которых назначались на оплату преподавателей греческого языка.
Огромное значение имела типография братства. В ней печатались разные произведения и учебники, которыми пользовались и в России, Беларуси и Молдавии.
В 1788 г. австрийские власти закрыли братство. Бы в 1791 г. был создан Ставропигийский институт, который существовал до 1939 г.
Дом ” 8. Построенный в 1740 г. на месте более раннего. Фасад был в это же время украшенный рельефами с изображениями символов торговли. На первом этаже сохранился портал XVI ст.
Дом # 10. Сведенный в XVII ст. на месте двух камъяниць XVI ст. Сохранились белокаменный портал и некоторые детали интерьера.
Дом # 12. Построенный в XVIII ст. в стиле барокко, чем отличается от своих соседей. Как и другие дома улицы, он сохранил первобытный вид лишь частично.
В 1767-1777 гг. здесь жил известный архитектор М.Полейовський.
Дом $ 18. Сведенный в 1912 г. по проекту Т.Мостовського.
Дом % 20. В XVII ст. на этом месте стоял дом греческого купца Изаровича. Бы в 1708 г. его купила католическая церковь под духовное училище для армянской и украинской молодежи. С середины XVIII ст. принадлежал иезуитам, потом евреям Баллабанам и их потомкам. На середину XIX ст. был значительно перестроен, и поглотил, по-видимому, соседние камъяници. В 1851 г. он имел четыре этажа, пять окон по фасаду, заходил далеко в участок. На первом этаже содержались крамнички, составы, ветчины. А на других этажах жили 73 еврейских семьи - 314 постоянных жителей, не принимая во внимание временных.
Современный дом выделяется своей оригинальной архитектурой. Как свидетельствует надпись кириличными буквами на фронтоне, заложенный он в 1905 г. (строительство закончено в 1906 г.). Авторами проекта были І.Левинський, О.Лушпинський, Т.Обмінсь-кий. Строительство осуществлено в стиле сецесии, с широким использованием элементов украинского народного орнамента и цветных керамических вставок. Построен для страхового общества “Днестр”.
В 1907 г. С.Чарнецький поставил здесь “Украденное счастье” [.Франка в первичном варианте. Но по требованию цензуры в постановке пришлось достаточно много изменить. Представление было возобновлено лишь через 40 лет.
В 1908 г. здесь дебютировал прославленный режиссер и актер Лесь Курбас. Он поставил пьесу Є.Чиркова “Евреи” и исполнил в ней главную роль. В 1987 г. в честь Л.Курбаса была открыта мемориальная доска.
Уже перед 1914р. здесь содержалось спортивное общество студентов высших школ “Украина”. Именно при нем была организована первая в Украине хоккейная команда “СТ Украина” (речь идет о хоккее с шайбой - канадский хоккей). Выступления начались в 1929 г. Год играли в классе “Б”, потом перешли к классу “А”. Команда просуществовала до 1943 г. В ее составе был вратарь М.Скрипій на прозвище “Тиґрис” (тигр). Он первым в мире применил защитную маску, сделав ЕЕ из польской солдатской каски и проволочной сетки.
В настоящее время в доме содержатся поликлиника и спортивный зал.