Архів за місяць Жовтень 2007

Улица ИВАНА ФЕДОРОВА

Если мы пойдем от Рынка Руской, то через несколько десятков шагов выйдем к небольшой улице, названной именем украинского первопечатника. Руска разделяет ее на две части - так разделяются много улиц. Но здесь имело место деление не только сугубо топографический, но и национальный, экономический, политический, культурный. Руска - улица неширокая - десяток-другий метров. Но эта имела расстояние в многовековой истории района часто оказывалась непреодолеваемой.
Левая часть принадлежала к украинскому участку и в начале XIX ст. состояла из двух улиц. Бед Армянской к современной Ставропигийской шла Доминиканская боковая, а от Ставропигийской к Руской - Руска боковая.
Правая часть еще из XIV ст. входила в состав еврейского участка и называлась Жидовской.
В 1871 г. обе части были объединены в одну улицу, которая достала название Бляхарской, - от нескольких бляхарских мастерских, которые были на ней. Современное название предоставлено ей в 1949 г., в честь 375-річчя украинского книгопечатания.
Как уже отмечалось, в средневековом Львове украинцы имели право владеть недвижимостью лишь в пределах ул. Руской. Потому ул. І.Федорова, а собственно Руска боковая, была оплотом “Руси”, и ее история не отличается от истории Руской.
Значительно более сложная история еврейской части улицы. Как свидетельствуют документы, евреи появились во Львове еще в древнерусские времена. После завоевания города Казимиром III и образование в XIV ст. новой территории с центром на Рынке в еврейском обществе произошел раскол. Более зажиточные евреи переселились после 1350 г. к юго-восточной части четырехугольника укреплений. Более бедные остались в старой части города, которая вошла в состав Краковского предместья. Так образовались два еврейских общества, одна из которых - городская - подлежала магистрату, а другая - предгородская - королевскому старосте. Общества враждовали, причем даже к началу XX ст. Браки между их представителями были практически исключены. Еврей из предместья не пошел бы жить в середмистя, и наоборот.
Предгородское общество имело кое-что лучше экономическое положение. Старосты были заинтересованы в увеличении прибылей короля, а следовательно, и собственных. Потому они всячески заботились евреями, предоставляли им привилегии.
Не то было у середмисти. Здесь евреи были конкурентами купцов и ремесленников. Отсюда ограничение в занятиях торговлей и ремеслом. Не следует забывать, что в средние века евреи по всей Европе имели право заниматься только торговлей и финансовыми делами и значительно реже - ремеслом. А в магистрате ведущую роль играли купцы. И понятно, что они пускали в ход все средства, чтобы уничтожить конкурентов. Большое значение здесь имели религиозные суеверия.
Казалось бы, жизнь предгородского общества должна была быть лучше, чем городской. Но не следует забывать, что в это время нападения внешних врагов да и польской шляхты были повседневным явлением. Потому городское общество, уступая предгородской экономически, выигрывало, имея надежную защиту от нападений.
Большинство львовян знают, что во Львове было гетто, хотя немногие могут сказать, где именно. Его существование связывается только со временами гитлеровской оккупации. И нескрываемое удивление вызывает тот факт, что гетто было еще в средневековом Львове.
Название “гетто” происходит из Венеции - так там называли еврейский участок. Это название розийшлась по всей Европе, а в наше время ее значения значительно шире от первобытного - это замкнута территория, где живут люди одной национальности, расы. Ужасное значение это слово приобрело в годы гитлеровской оккупации Европы, особенно в Польше.
Городской еврейский участок во Львове составлял настоящее гетто. Евреи середмистя имели право жить лишь в его границах. Гетто имело две улицы: описанную и часть современной ул. Древнееврейской. С восточной стороны его границей стала стена Городского арсенала, из южного - городской стена. Западная граница образовывалась стеной, которая отгораживала участок от ул. Скотской (в настоящее время Сербская). На севере еврейские дома прилегали к задним фасадам домов ул. Руской. Единственный выход из ґетто - на Руску, через Жидовскую брамку (калитку). Бона была меньше от Галицких и Краковских врат, но большей от Босацкой и Иезуитской калиток. На ночь брамку запирали извне и изнутри.
Гетто было городом в городе. Здесь действовали свои законы, правовые нормы, здесь были собственная администрация, суд, школа, баня. Свои богатые и свои бедные, здесь была своя организация производства, свои социальные и экономические проблемы.
Жизнью еврейского общества руководил кагал. Формально это была выборная организация, причем в выборах могли принимать участие все мужчины, которые платили налоги (участие женщин, конечно, исключалось). А в действительности - это организация богатой верхушки общества, что обеспечивалось системой выборов. Они происходили ежегодно в третий день праздника Пасхи. Сначала избирались кандидаты. Делалось это так. В синагоге устанавливались три урны. Бы первой лежали бумажки с именами членов кагала, во второй - с именами судей, кагальних чиновников, руководителей синагоги и больницы и тому подобное. В третьей урне - бумажке с именами всех других избирателей, то есть бедноты. Из первой урны вытягивали две бумажки, а остальные бросали во вторую урну, откуда тем же порядком вытягивали еще две бумажки. Все другие бросали в третью урну, откуда вытягивали еще один. Нетрудно понять, кто имел первенство в этой коллегии претендентов. Выбранные лица объявляли, кто должен занять какую должность. Так образовывался новый кагал - приблизительно 40 лиц.
Высшей властью в кагале был бургомистр. Он был наивысшим судьей в спорах между евреями. Бургомистр самостоятельно решал вопрос налогообложения. Магистрату это дело не вмешивался - он пишет объявлял сумму, которую должно оплатить общество. А бургомистр устанавливал, кто сколько должен заплатить. О какой-то справедливости здесь говорить нечего. Протестовать было не только напрасно - опасно. Ведь бургомистр владел страшным средством борьбы с непокорными - проклятием. И тот, на кого оно упало, был практически обречен на смерть. Никто, под угрозой проклятия, не мог дать несчастному ни куска хлеба, ни капли воды. Его выгоняли из города, поставив вне общества, и он уже нигде не мог найти пристанища. Его судьбу разделяла семья.
Но бургомистр оперировал не только проклятием. Это могло вызывать лишнюю болтовню о несправедливости. Было более тонкое средство. Ежегодно бургомистр подавал городскому совету список членов общества. И горе тому, кто к этому списку не попадал! Конфискация имущества и изгнание из города - единственное следствие. Ципаки - городской сторож - любезно помогали несчастному покинуть Львов, не жалея пинков. Бургомистр же был чист - случайно забыл записать; случается же такое…
Основой экономической жизни еврейского общества была торговля. Правда, выгоды от нее были не такие уже и большие. Огромные налоги “съедали” значительную часть прибылей - не в богатых, конечно. Нужно учитывать и то, что торговля Польши значительно уступала по объему торговли Западной Европы. Евреи Польши равняться богатством с одноверцами с запада не могли.
Было, конечно, и ремесло - ювелирное, кожное. Но опять-таки слабость этой отрасли в общегосударственном масштабе, жестокая конкуренция со стороны львовских цехов, многочисленные ограничения, которые налагались на евреев, - все это не способствовало подъему производства.
Теснота в гетто была невероятна. И это понятно. Население растет, а площадь под застройку - нет. Цены на землю на территории гетто выросли в ХУ-ХУИ ст. в 100 раз. Потому дома, во-первых, делали высокими, а во-вторых, деревянными - так легче пристраивать. А это увеличивало пожарную опасность, и подавляющая часть пожаров во Львове начиналась именно с гетто. Большая скученность населения приводила к эпидемиям.
Частыми были еврейские погромы. Совершали их шляхта, солдаты, студенты иезуитской коллегии, - всех не перечислишь. Погромы состоялись в 1572, 1592, 1613, 1618, 1638 гг. Самым страшным был погром в 1664 г., когда только в середмисти было убито 129 лиц. Длились они и в XVIII ст.
Причины погромов нужно искать в первую очередь в социально-экономических условиях того времени. Бы Польше, как и во всей Европе, евреям было разрешено заниматься ремеслом, торговлей и ростовщичеством, но они не имели права владеть землей и обрабатывать ее. Евреи выступали торговыми конкурентами купцов и ремесленников - и это вызывало ненависть.
Богатые евреи арендовали у феодалов их поместной, а также право пропинации - торговле спиртными напитками. Феодальные повинности взыскивались с большой жестокостью, что вызывало протест крестьян. Но вполне справедливая ненависть к одному визискувача автоматически переносилась на всех евреев.
Не следует забывать также, что в те времена людей змалечку воспитывали в духе ненависти ко всем иноверцам в целом, а к евреям, как к виновникам смерти Христа, особенно. Отделенность жизни евреев, их нежелания общаться на бытовом уровне с представителями других религий усиливали эту неприязнь, порождали самые фантастические слухи относительно их обычаев, религиозного ритуала и богатств.
Погромы были тем руслом, в которое светская и церковная власть отводила социальное напряжение. Евреев объявляли виновниками всех несчастий: войны, неурожая, нашествия, голода. И тогда неприязнь, усиленная религиозным фанатизмом, а в огромном большинстве случаев - просто желанием ограбить, - приводила к погромам.
После оккупации Львова Австрией положение на лучше не изменилось. Еврейское общество задолжало 0,5 млн. злотых. Понятно, платила долг преимущественно беднота.
Хотя в 1789 г. евреи были формально уравнены в правах с христианами, данный закон остался на бумаге. Был введен высокий поголовный налог, а также налог на брак. Как и раньше, евреи имели право жить только в гетто. Это положение сохранялось до 1868 г. После отмены запрещения повторилась старая история: богатые покинули гетто, осталась беднота.
Сейчас ул. І.Федорова хранит почти тот вид, который имела в XIX ст. Обычно, несколько изменилось - забруковано проезжая часть, построены некоторые дома.
Дом ) 1. На первом этаже старинная кладка из тесаного камню, мощные каменные контрфорсы. В XVII ст. он принадлежал Тарафацким, потом Бернатовичам, для которых был перестроен архитектором Я.Боні. Вторая перестройка состоялась в начале XIX ст. (автор проекта Ф.Пахман).
По левой стороне улицы небольшой сквер выводит к ул. Под вальной. Сейчас трудно представить себе, что на этом месте находились две улицы. И здесь же стоял дом * 7, в котором содержалась типография Ставропигии, основой которой послужила типография І.Федорова. В 1848-1850 гг. здесь печаталась “Заря Галицкая”, первая украинская газета в Галичине, а позже журнал “Жите и слово”, который редактировал І.Франко. Дом был снесен в 1911 г.

Дом + 8. В XVII ст. на этом месте стояли два камъяници. Одна из них называлась Лискевичивской, она же “На Кривом кругу”. Эта кое-что юмористическое название походило, по мнению некоторых исследователей, от формы двора камъяници. Позже название “Кривой круг” распространилась на улицу что проходила под костелом доминиканцев и возле Королевского Арсенала заворачивала справа, проходила под Высокой стеной и выходила на улицу Руску. Принадлежала камъяниця армянам.
Вторая камъяниця, построенная в 1642 г., называлась Юстковичивской. Принадлежала она украинцу Стефану Нестеровичу-красовскому, одному из самых богатых людей Львова.
На исходе XVII ст. в оконных нишах лестничной клетки были сделаны фресковые росписи в медальонах. В 80-х годах XX ст. они были обнаружены во время реставрации дома.
Дом . 9. Сведенный в 1903-1904 гг. на месте частично разобранного дома XVI ст., от которого сохранились контрфорсы и частично стены. Вход имеет красивое мраморное обрамление с греческой надписью и гербом братства, здесь находились типография и бурса ремесленной школы Ставропигийского института. В настоящее время - это полиграфическое училище 0 58.
Дом 011. Построенный в XVI ст., неоднократно перестраивался. Принадлежал Успенскому братству, позже - Ставропигийскому института. Здесь находилась школа Ставропигийского братства. Длительное время размещалась и палитурня Ставропигийской типографии. В зале заседаний братства 27 августа в 1599 г. собрались делегации всех братств Львова. На собраниях было решено обложить всех украинцев специальным налогом. На эти деньги должен был вестись процесс против города за равноправие украинцев с поляками. Кто не будет платить - считать изменником. Процесс длился до 1745 г. и закончился победой украинцев, но пользе из нее было немного.
В ноябре 1918р. здесь происходили заседания Украинского Национального Совета.
В настоящее время в этом доме находится полиграфическое училище.
Здесь же было помещение прежнего музея Ставропигии, основанного в 1893 г. головой Ставропигийского института І.Шараневичем, известным историком. Бы основному здесь сохранялись вещи церковного потребления, редкие рукописные и печатные книги, коллекция надгробных портретов, археологические материалы. В музее сохранялись также вещи узников Талергофского концлагеря. В настоящее время эти экспонаты находятся в Историческом музее.
Дом 5 17. Домом, который стоял на этом месте, начиналась улица Жидовская. Первый из них был сведен еще в XV ст. После пожара в 1527 г. здесь построили новый. Как и тот, который стоит напротив (5 20), он имел контрфорсы, к ним крепились створки ворот Жидовской брамки. Снесли его в 1907 г., построив тот, который стоит сейчас.
Дом 6 19. На этом месте стояла камъяниця Докторивска, построенная во второй половине XVII ст. Бона имела четыре этажа, считалась одной из самых хороших во Львове. Принадлежала Симхе Менахему, личному врачу турецкого султана, а позже - короля Яна III Собеского. Отсюда и походило ее название. Современный дом сведен после 1909 г.
Дом 7 24. Сейчас он не существует. Но история его (точнее, его владельцев) очень интересна. То была камъяниця Нахманивска. Принадлежала она Нахманови Исааковичу, сыну основателя синагоги “Золотая Роза”. После его смерти в 1617 г. жена Роза, прозвана Золотой, не упав духом, стала заниматься арендой старостинского пошлины во Львове, причем взыскивала его с помощью гайдуков старосты и личного отряда. О том, как это делалось, свидетельствует факт, что однажды ЕЕ люди побились из ци-паками, - городским сторожем. И Совет был бессилен, потому что Роза имела огромные связки при королевском дворе.
Роза умерла в 1637 г. Дом перешел к ЕЕ сыну Исааку Нахмановича, арендатору сел, немилосердного утеснителя крестьян. В 1635 г., не выдержав издевательств, восстали жители с. Ливчичи (возле Комарного). Восстание было придушено личным отрядом Исаака.
Но в конце концов Исаак разорился и как безнадежный должник (и видимо, еще за вищось) был осужден до смерти, которую, однако, заменили изгнанием. Его схватил армянин З.Мілковський на ярмарке в Пидгайцях и привез во Львов. Исаак был брошен к еврейской тюрьме, позже кагал организовал его побег - Исаак исчез без следа. Дом был разрушен в 1942 г.
Дом < 27.="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" xv="" .="" ="" 1441="" .="" ="" ="" ="" ="" ="" iii,="" ="" ="" ="" ="" .="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ,="" ="" ,="" ="" ="" ="" .="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" ="" .="" ="" ="" ="" ="" ="" -="" .="" ="" ="" ="" "="" "="" (="" ="" ,="" ="" ="" ="" ="">
В глубине площади находился дом разврата, который принадлежал какому-то итальянцу. Из 1524 г. дом принадлежал Совету, который сдавал его в аренду, аж пока он не сгорел в 157 1 г.
Население города увеличивалось, росли и цены на землю. Дом и ґрунт в 1474 г. оценивались в 159 злотых, а в 1580 г. - в 1500 злотых.
Владельцы дома часто изменялись. Было время, когда он принадлежал представителю духовенства Д.Сенявському. Кое-что позже это обстоятельство сыграло свою роль.
В 1580 г. участок купил еврейский бургомистр Исаак Нах-манович. На его заказ прославлен архитектор Павел Римлянин (по другим данным, Павел Щасливий) в 1582 г. построил здесь синагогу в готическом стиле, с элементами Возрождения. Вонамала почти квадратную форму (площадь 16x18 локтей), с каждой стороны - два высоких окна. Кагал перенес сюда клейноды, и синагога стала "Большой городской". Но львовский архиепископ Д.Солі-ковський не давал разрешения на ее использование. Потому некоторое время она служила чем-то вроде семейной каплицы.
На фронтовой части участка Павел Римлянин построил для Исаака Нахмановича красивый жилой дом. Войти в синагогу можно было только через двери его дома.
В конце XVI ст. во Львове появились иезуиты, им нужно было строить костел и школу, а места не было. И тогда (это произошло в 1600 г.) вспомнили, что участок когда-то принадлежал католическому священнику Д. Сенявскому. Началось расследование, как земля попала к евреям. А между тем король Сигизмунд III подарил участок иезуитам. Евреи начали судебный процесс - и проиграли его. Синагога отошла иезуитам, а жилые дома город должен был выкупить у евреев. Иезуиты уже праздновали победу. Но дело сорвалось через пустяк - владелец дома Марк Исаакович не позволял ходить к синагоге через свой дом. И ничего не сделаешь - частная собственность.
А в это время в Польше развернулась антииезуитская кампания, что и использовало еврейское общество. Бы в 1609 г. было достигнуто соглашение. Иезуиты покупали в города землю в другом месте, но заплатить за нее должны были евреи. И достаточно много - около 21 тыс. злотых.
В этот период синагога достала название "Золотая Роза". С этим делом связана легенда о том, что синагогу выкупила уже упоминавшаяся Роза Нахманова ценой своей чести, после чего покончила жизнь самоубийством. Однако все было намного более прозаично. Название "Золотая Роза", так сказать, фольклорная, а настоящая - "Турей Захав" ("Золотые ворота"). Это название основного произведения Давида Галеви, комментарий к работе Йосифа Карий, философа XI ст., "Шурхан Арух" ("Накрыт стол"). Давид же был автором ритуального кодекса. А поскольку он часто здесь молился, то и синагогу назвали в честь его произведения. Со временем значение названия забылось, и ее стали произносить как "Турей Рейзл" ("Золотая роза").
"Золотая Роза" была уничтожена гитлеровцами в 1941 г. То, что это уникальная достопримечательность архитектуры, фашистских варваров не остановило. От здания осталась лишь одна стена.
Но не следует забывать и о доме. Творение П. Римлянина уже нет, и тот дом, который стоит сейчас, построен в 1912-1913 гг. по проекту Л. Райса. В начале XX ст. здесь содержался кагал (в 1938 г. - городской рабинат). Здесь находилась его канцелярия и касса. На воротах длительное время была шестиугольная звезда - "щит Давида". И сняли ее где-то в 70-х годах XX ст. Над дверями - мемориальная доска в честь уже упомянутого Давида Галеви.
Двор был разделен стеной надвое. В нем происходили брачные церемонии, люди отдыхали после молитвы. В 1664 г. во время погрома здесь погибли ученики синагоги, которые мужественно защищали святыню.
Бы в 1704 г., когда город был захвачен шведами, во дворе дому произошла ужасная трагедия. Захватчики установили здесь виселицу, прибили к ней за руки старших общества. Несчастные висели до тех пор, аж пока корзины, поставленные под виселицей, не наполнились золотом и серебром.
Дом N 31. Бы середине XVIII ст. принадлежал Хаиму Чеповни-ку. Фамилия владельца пошла от того, что он арендовал в города сбор "чепового" (налогу на спиртные напитки). На доме находится каменная маска, которая свидетельствует о том, что здесь был шинок. Входили к нему из современной ул. Древнееврейской.

Улица ИВАНА ФЕДОРОВА →


ВОКРУГ ДРЕВНЕГО СОБОРА

Улица Горького возникла в конце XVIII века - когда по обе стороны дороги, которая вела к Иезуитскому поместью (в настоящее время территория парка имени Ивана Франка), начали вырастать дома. Тогда она называлась Иезуитской. Вплоть до 1871 года, когда улицу переименовали на Ягеллонску, вшановуючи таким образом средневековую династию польских королей. В начале 1941 года ей было предоставлено имя Г. Чернишевского. Современное название - с декабря 1944-го.

Планомерная застройка улицы началась со второй половины XIX ст. Потому на ней все здания относительно новые - из перелома XIX и нашего веков.

Дом # 2 - так называемый “Чешский банк”. Построено 1913 года в стиле модерн.

ВОКРУГ ДРЕВНЕГО СОБОРА →


Улица ПЕЧАТНА

Уже в конце XVI ст. называлась “Дорогой за оленем”. Название связано с тем, что на месте нынешнего дома E 45 по пл. Рынок стоял дом, который назывался “Под оленем”. Улица заканчивалась тупиком. Современную протяжность достала в 1861 г., когда был снесен дом армянской семьи Августиновичив. Часть домов улицы вошла в состав ул. Армянской.
Называлась также Армянской боковой и Армянской поперечницею. Из 1871 г. называлась ул. Ґродзіцьких - в честь двух братьев, польских военных деятелей XVII ст. В грудных в 1949 г. по случаю 375-річчя украинского книгопечатания достала современное название.
Дом H 3. Построенный в около 1543 г., принадлежал Штанцепю Шольцу. Раньше на фасаде стояла статуя Богородици, потому он и назывался “Под Богородицею”. Перестроенный в конце XVIII ст. В 50-х годах XIX ст. принадлежал Е.Бознанській, которая завещала его в 1858 г. заведению незрячих. Это учреждение владело домом, сдавая его помещение в аренду, до 1940 г.
Дом I 4. В 1888-1894 гг. здесь содержалось общество певцов “Лютня”, основанное в 1881 г.


Улица ЗЕЛЕНА

Это красивое название впервые встречается в документах в 1676 г. и связанная с тем, что улица проходила среди многочисленных рощ. В то время это была дорога, которая вела в Волощину (Молдавию), потому и называлась Валашской. Впервые это название встречается в 1543 г.
В 1938 г. часть улицы (от начала к ул. Водогонной) переименована в ул. Розвадовского - в честь польского генерала. Часть улицы (от Водогонной к черте города) называлась Верхней Зеленой.
В средние возрасты улица стала оживленной транспортной магистралью, поскольку Молдавия была значительным торговым партнером Львова. Но с экономическим упадком Польши в XVIII ст. дорога почти потеряла свое значение.
В начале XIX ст. это была малолюдная околица, где среди обильной зелени прятались дворцы Замойских, Яблоновских и других представителей высшей аристократии. Настоящее развитие улицы началось во второй половине XIX ст. Перестраивалась она достаточно быстро. В начале XX ст. здесь прошла линия электрического трамвая, в настоящее время замененная троллейбусной, с выходом на ул. Личакивску. Здесь жили представители средних слоев населения - чиновники, врачи и тому подобное.
Верхняя Зеленая оставалась малозаселенной еще в 50-х годах XX ст. и напоминала полевую дорогу. Освоение этого района началось только с 60-х годов. На прежних пустырях выросли кварталы жилых домов, ряд больших предприятий, в частности завод фрезерных станков, производственное объединение “Искра”.
Дом K 7. Сведенный в 1898 г. Типичный прибыльный дом того времени. Во дворе находится церковное сооружение. Когда-то здесь содержался монастырь доминиканцев с костелом св. Урсули, основанный в 1685 г. В 1783 г. во время секуляризацийной реформы он был закрыт, а костел передан протестантам и преобразован на кирху.
В доме в 30-х годах содержался профсоюз строителей, розпущена в 1936 г. за коммунистическую деятельность. Бы в 1933 г. здесь содержался кооператив пенсионеров государственных органов безопасности. Он занимался охраной от воров и грабителей частных квартир, составов, банков, предприятий.
Дом M 8-10. Сначала дома существовали отдельно. В доме M 8, сведенному в 1885 г., находилось детское пристанище, а позже - начальная школа, мужская учительская семинария. Здесь содержался педагогический институт, основанный в 1940 г. В 1955 г. институт был переведен в Дрогобыч, а дом передан музыкальной школе.
Дом N 12. В XVII ст. на этом месте стоял дворец магнатов Лещинских. Позже он принадлежал Сенявским и Чарторийским.
Современный дом поставлен в начале 30-х годов XX ст. Сейчас здесь размещается Институт бактериологии и микробиологии НАМ Украины, важно научное заведение. Организован он был у 1940 г. на базе института Байґеля.
Во времена гитлеровской оккупации здесь содержался институт Байґеля и Берінґа, который занимался бактериологическими опытами, в частности разрабатывал противотифозную вакцину для вермахта. Дело в том, что еще в 1928 г. профессор Львовского университета Р.Вайґель создал вакцину против сыпного тифа. Гитлеровцы использовали его труду. Опыты гитлеровцы проводили непосредственно на живых людях. Среди этих несчастных был Стефан Банах, математик с мировым именем.
Дом Q 20. В нем издавна содержались ряд полиграфических предприятий. Наибольшим среди них был “Атлас”.
Еще в 1885 г. во Львове возникла организация “Администрация общества преподавателей высшей школы”, которая занималась выпуском учебников. В 1916 г. она была преобразована в фирму “Ксенжница”. После 1918 г. в этом же доме начал работать “Атляс” - акционерное картографическое и издательское общество. В 1924 г. “Атляс” и “Ксенжница” объединились - возникла “Ксенжница-атляс”. Предприятие было небольшим. Бы в 1939 г. на нем работала 91 лицо.
“Атлас” как полиграфическое предприятие существует и в настоящее время.
Здесь же в 1914р. содержалось “Акционерное общество полиграфической промышленности”. С ним был связан интересен эпизод. В августе в 1914 г. на территории Галичины развернулись боевые действия Первой мировой войны. Австрийские войска, испытав тяжелое поражение от российской армии, отступали. Вместе с армией из города втекпи и власти, захватив с собой городскую казну. Когда российская армия заняла Львов, перед новыми властями появились серьезные финансовые проблемы, в частности проблема разменной монеты. Нужно было платить рабочим, выплачивать пенсии и тому подобное. Тогда было решено выпустить временную валюту - однокронови они общим количеством 100 тыс. их и выпускало вот “Акционерное общество полиграфической промышленности”.
Дом W 22. В XVIII ст. на этом месте стоял дворец семьи Калиновских, а в XIX ст. - дворец графов Замойских. Последним принадлежал не только дворец, но и большой участок земли, которая доходила к современным улицам Левицкого и Багилевича. В 1912 г. дворец был снесен, а в 1913 г. на его месте построили современный дом. Он предназначался для частной гимназии С.Стшалковської. Из 1939 г. здесь размешивается средняя школа Y 6.
Дом Y 24. Дворец Леваковских, образец стиля ампир. В конце XIX ст. принадлежал графам Дзедушицким, а позже был собственностью митрополита Андрея Шептицкого. Во времена гитлеровской оккупации Львова здесь содержался штаб итальянского гарнизона, расстрелянного гитлеровцами в конце 1943 г.
Из 1944 г. здесь содержалась библиотека пединститута, а после его перевода в Дрогобыч - областная научно-педагогическая библиотека.
Дом Z 28. В 1914-1915 гг. во время оккупации Львова российскими войсками здесь находилась бесплатная кухня для населения - одна 11 организованных российским командованием. Посетитель мог получить чай с хлебом и обед - суп и хлеб.
Дом [ 62. Этот дом поставлен в начале XX ст. Здесь был центр управления львовским водогоном.
В 1939-1941 гг. содержалось аналогичное учреждение - “Водоканалтрест”. Название сохраняется за домом и учреждением до сих пор, хоть официально употребляется другая.


ПРОСПЕКТ ШЕВЧЕНКО

Рождение нынешнего проспекта Т, Г. Шевченка можно датировать XVI векам. Если конкретнее - первое письменное упоминание об улице появилось в 1569 году. Называлась тогда она Гарбарской. В то время это было поприще Галицкого предместья Львова. На этой улице жили ремесленники, которые занимались обработкой кожи.

Отсюда и название (гарбар - кожник).

В начале прошлого века ее уже стали называть улицей св. Яна. Как же она выглядела? По обе стороны болотистого русла Полтви разбросаны дома. Там, где сейчас портрет Т. Г. Шевченка (сейчас не существует), был небольшой пруд. У него впадали потоки Сорока и Пасека (сейчас, конечно, под землей). Через Полтву мещане перебросили каменный мостик, который одним концом выходил на современную улицу Гаврилюка (теперь Фредро). На мостике стояла статуя св. Яна Непомука (какой улица благодарила своим названием).

ПРОСПЕКТ ШЕВЧЕНКО →


Улица АРМЯНСКАЯ

Первое армянское поселение в Украине возникло в Кафи (в настоящее время Феодосия) в 1047 г. В 1062 г. на Русь прибыло 20 тыс. армян. Защищая новую родину, они рьяно дрались с половцами. Армяне поселились в Киеве, немного позже - в Камъянци-подильскому. Причиной эмиграции были грабительские нападения туркив-сельджукив. Массовые переселения армян к Украине осуществлялись и позже. Так было после завоевания Армении монголо-татарами в 1220-1243 гг., после упадка на Переднем Востоке Киликийской армянского государства в 1375 г., после взятия турками Кафи в 1475 г.
Во Львове армяне появились во второй половине XIII ст., во времена Даниила Галицкого. Времена были тяжелыми. Монголо-татарское нашествие вынуждало людей, в частности армян, сниматься с обжитых мест. А Галицко-болинске княжество давало защиту, жилье, работу. И потому армяне охотно переселялись сюда, в частности в новозаснованого Львов. Боны везли с собой капиталы и - что намного ценнее - творческий поиск, знание и умение ювелиров, кожников, гаптувальникив.
В древнерусском Львове армяне жили в районе современного Пидзамча. В XIV ст., после завоевания города Казимиром III и перенесение центра южнее, они переселились в середмистя, заняв квартал между городскими мурами, пл. Рынок и ул. Краковской. Центральной осью квартала стала ул. Ормянска (по-польски армянин - Огтиапип). Это название впервые фиксируется в документах под 1441 г.
В то время ул. Армянская, хотя и проходила современной трассой, имела другую структуру. Часть улицы между современными улицами Театральной и Краковской входила в состав Пекарской. В конце XVIII ст. ЕЕ стали называть Академической, или Университетской - от дома университета.
Вторая часть улицы была отделена от Краковской стеной с калиткой. В конце XVI - началу XIX ст. части улицы имели разные названия: Ормянска, Ормянска старая, Ормянска большая. Официальное название “Ормянска” было предоставлено в 1871 г., когда отдельные части улицы были объединены в одно целое.
Армянская колония играла значительную роль в жизни Львова. Известно, что основой экономики города была торговля, в которой ведущее место занимали зносини с Востоком - Турцией, Ираном, Египтом. Восточная торговля почти полностью сосредоточивалась в руках армян. Боны не только торговали сами, но и постоянно занимали должности торговых переводчиков, через которых осуществлялись контакты между иностранными купцами во Львове. Славились и армянские ремесленники, в первую очередь ювелиры и кожники. Боны изготовляли сафьян и курдибан - по-особенному выработанную и раскрашенную кожу, украшенную тисненими узорами.
Крепкие экономические позиции длительное время давали армянской колонии возможность противостоять давлению городского Совета и католического духовенства.
Городской Совет, который составляли преимущественно богатые купцы, не желал мириться с конкуренцией армян, завидовала их богатству, связкам на Востоке. Потому армяне, как и украинцы, испытывали ограничения в занятиях ремеслом и торговлей, не допускались к участию в городском управлении.
Католическое духовенство стремилось покончить с самостоятельной армянской церковью.
Однако, невзирая на притеснения, армяне сохранили свой суд, школы, госпиталя, библиотеку. Колония была значительной культурной ячейкой. Здесь действовала первая армянская типография на территории прежнего СССР. В ней 1616р. Ованес Карматанянц выдал “Псалтырь”, единственный известный экземпляр которого сохраняется сейчас в Венеции. Здесь работали историк Симеон Дпир Лехаци, известный автор анты католических памфлетов, и философ Степанос Львовский. В 1668-1669 гг. ученики армянской коллегии давали театральные представления. Здесь переписывались и разукрашивались миниатюрами книжки, работали известные армянские живописцы Павел и Симеон Богуши.
В 1630 г. армянский архиепископ М.Торосович перешел в католицизм и начал вводить унию армянской и католической церквей. Уния вводилась насильственно. Нередко споры сторонников и врагов унии переходили в вооруженные столкновения. Пользуясь поддержкой государства и католической церкви, уния победила. Но на пользу армянам это не пошло - уния способствовала их ассимиляции и полонизации. Если в первой половине XVII ст. во Львове жило свыше 2000 армян, то на 1783 г. их осталось всего 212. На начало XX ст. армян во Львове практически не было - остались поляки с полонизирующими армянскими фамилиями.
Дом  2. Сведенный во второй половине XIX ст. В разное время здесь действовали разные организации. Да, в начале XX ст. размещались украинские музыкальные общества “Львовский Боян”, Высший музыкальный институт, которым руководил известный композитор и общественный деятель А.Вахнянин. Из второй половины XIX ст. здесь содержалась культурно-просветительская организация “Руска беседа” (позже - “Украинская беседа”).
До 1939 г. этот дом принадлежал профсоюзу трамвайщиков и металлистов, спортивному клубу рабочего. Бы в 1936 г. в нем работал кружок просветительского союза “Свободная мысль”.
Дом  7. Ансамбль Армянского собора состоит из собора, помещения прежнего женского монастыря и дворца армянских архиепископов.
Самая давняя часть собора - восточная, сведенная в 1368-1370 гг. в традициях давне-армянского строительства архитектором Дорингом. В 1437 г. доделана аркада, в 1630 г. - среднюю часть. Колокольня построена в 1571 г. известным львовским архитектором А.Красовським. Перестройка западной части, с выходом на ул. Краковскую, началась в 1908 г. и не была завершена.
В южном дворе, расположенном между улицей и собором, сохранились остатки старинного кладбища - намогильные плиты, перенесенные из других кладбищ, которые датируются ХИУ-ХУИИИ ст. К стене соседнего дома пристроена деревянная каплица в виде грота. В каплице содержится алтарь, который изображает Голгофу. Из улицы во двор ведут ворота, над ними стоит статуя Богородици (автор - Мельхиор Ерлемберґ). Возле ее ног - гербовый лев и дата “1664″. Это все, что осталось от грозных Краковских врат. Когда ее сносили, армяне забрали статую и установили над воротами кладбища.
В восточном дворе стоит колонна св. Христофора, поставленная в 1726 г. Здесь же дом прежнего армянского банка, самого старого во Львове ломбарда.
С востока двор защелкивающийся дворцом армянских архиепископов, построенным в XVII ст., а после пожара в 1778 г. отстроенным и расширенным. От первобытного сооружения сохранился портал с каменным обрамлением.
6 января в 2001 г. состоялось первое после длинного перерыва богослужение в Армянском соборе.
На рози улиц Армянской и Краковской стоял дом  12. Его снесли еще в 1911 г., но участок не застраивался. Уже в наше время на пустыре устроили спортивную площадку, несколько лет назад его переоборудовали в детский. Играются дети - и эта мирная картина не напоминает страшных дней в 1943 г., когда здесь гитлеровцы расстреливали людей.
Дом  13. На этом месте в XVII - второй половине XVIII ст. стояли камъяници Убаливска и Муратовичив ска. Бы последний жил упомянутый армянский первопечатник О.Карматанянц. Современный дом сведен в 1781-1783 гг. дня графов Мирив архитектором П.-Д.Ґібо в стиле рококо. Позже в нем содержалась австрийская финансовая прокуратура. Автор скульптурной отделки фасаду- скульптор М.Полейовський.
Дом  14. Достопримечательность жилищной архитектуры ХУИ-ХУИИ ст. Перестроенный в первой половине XIX ст. в стиле ампир. Из 1840 г. - собственность известного львовского историка Дениса Зубрицкого, автора “Хроники города Львова” (жил здесь в 1840-1862 гг.).
Дом  16. Построенный в конце XVIII ст. на месте трех камъяниць XVI ст. Бы одной из них в XVII ст. жил известный армянский живописец Павел Богуш, позже - его сыновья Симеон и Ованес.
Дом  20. Считается самой ценной достопримечательностью жилищной архитектуры улицы. Сведенный в XVI ст. итальянским архитектором Петром из Лугано (Петром Италийцем) в стиле Возрождения. Особенно интересным является портал, украшенный своеобразными колоннами. Неоднократно перестраивался. В 1898 г. отреставрирован І.Левинським с сохранением элементов старой архитектуры.
Дом 21. Один из не многих сохраненных во Львове домов в стиле ампир (первая половина XIX ст.). Автор горельефов на втором этаже - известен львовский скульптор Гарт-ман Битвер.
Дом ! 23. Построенный в XVIII ст. объединением в одно целое двух домов XVII ст. В 60-х годах XIX ст. его перестроили по проекту украинского скульптора Гавриила Красуцкого. Фасад имеет скульптурный декор, за какой дом издавна называют “домом времен года”. Между третьим и четвертым этажами расположены символы знаков Зодиака. На втором этаже - рельефы, где изображены сцены труда и развлечения крестьян в разные времена года. Классических традиций здесь нет. Бы основе изображений - народные типы и костюмы. Это единственная во Львове достопримечательность архитектуры, где в оформлении воплощена тема жизни и быта крестьян.
В 1882 г. дом был куплен городом. В нем разместилась школа им. Г.Пірамовича (вход из ул. Армянской) та школа им. М.Шашкевича (от современной ул. Леси Украинка).
Дом $ 25. Сведенный в XVII ст., один из самых старых на улице. Принадлежал армянскому художнику Христофору Захновичу. Во второй половине XVIII ст. перестроенный. Над окнами - резной растительный орнамент. В первобытном виде сохранились сени, которые ведут на двор.
Дом %31. Построенный в конце XVIII ст. в стиле французского классицизма. К сожалению, более поздние перестройки значительно изменили его первобытный вид.
Дом & 35. Сведенный в XVII ст., перестроенный в XVIII ст. Бед начальной конструкции сохранилось обрамление окон. Над входом - плита с вырезанным геральдическим знаком (фигура зайца) и датой в 1741 г. В вестибюли - каменные своды с розетками посередине.


Площадь МУЗЕЙНАЯ

Конфигурация площади кое-что необычная - это не площадь в полном смысле этого слова, а немного расширена улица.
В средние возрасты это была территория украинского квартала - ул. Руской. Сквер, который прилегает к площади, был в те времена улицей “Кривой круг”. В конце XVIII ст. здесь были уже две улицы. Улица Кривой круг теперь звалась Арсенальной и доходила к Подвальной. Параллельно к ней шла улица Зацерковна. их окончательно снесли в конце 20-х годов XX ст., а на их месте розбипи сквер.
Сама площадь образовалась, по-видимому, в середине XVIII ст. после построения нового костела, и тогда же достала свое первое название - Доминиканская.
Дом H 1. Костел доминиканского монастыря. Сам монастырь своим основанием достигает еще второй половины XIII ст., когда Констанция, жена Льва И, пригласила в Галичину доминиканцев. Для них был поставлен небольшой деревянный монастырь, а в 1405 г. - костел Божьего Тела. Но уже в 1408 г. монастырь сгорел. Его отстроили из камню и кирпича, в ґотичному стили. С монастырем связаны некоторые исторические события, в частности драматичная история Гальшки Острозькой.
Гальшка, совсем молоденькая девушка, в середине 50-х годов XVI ст. была единственной наследницей части огромных маетностей рода Острозьких, которые достались ей после смерти отца. Конечно, желающих поправить свои финансовые дела за счет приданого Гальшки было много. И хотя она не собиралась замуж, на это никто не обращал внимания. Первой сделал попытку князь Д.Сангушко, который похитил девушку. Но воспользоваться этим он не успел - его догнал и убил в поединке дальний родственник Острозьких Г. Зборовский. Большего успеха добился магнат Лукаш Ґурка, любимец короля. Гальшка была обвенчана с ним силой. Но иметь Гальшки, Беата, пользуясь покровительством матери короля Боны, три года не допускала к дочери нежелательного зятя. В 1559 г. Бона выехала в Италию. Гальшка, спасаясь от законного мужчины, убежала во Львов и спряталась в монастыре доминиканцев. Однажды львовяне проснулись от звуков выстрелов. Не добившись ничего уговариваниями Ґурка почав настоящую осаду монастыря. Болиняни из личной охраны Гальшки упрямо защищались. А король приказал львовскому старосте способствовать Ґурці. После того как за распоряжением старосты был перерезан водогон, монастырь показался. Но за время осады Гальшка успела обвенчаться с князем Семеном Слуцким. Князь пробрался в монастырь переодетым у попрошайки. Однако защитить жену он не смог. Гальшку сначала держали в Высоком замке, а после того как король признал ее мужем Ґурку, тот отвез несчастную в свой замок Шамотули (Польша). Но Гальшка так и не признала его своим мужчиной, а через несколько лет умерла. Жительнице Шамотул и до сих пор показывают “башню черной княгини”. Так называли Гальшку, потому что она всегда ходила в черной одежде.
Эта история - прекрасная иллюстрация к порядкам, которые господствовали в Польше XVI ст.
В 1707 г. в трапезной монастыря Петр І подписал соглашение с польской шляхтой об общей борьбе против шведов.
В середине XVIII ст. костел был снесен и началось строительство нового (по проекту военного инженера Лна где Витта). Он был построен в 1748-1764 гг. на средства Ю.Потоцького, в стиле барокко. На фасаде вмещен герб доминиканцев: пес лежит на книге, держа в зубах пылающий факел.
Слово латинское, которое значит “доминиканке” если его разделить, то выйдет “псы Господни”. Отсюда в гербе изображения пса. Относительно факелу, то легенда говорит, что матери Доминика где Гусмана, основателя ордену, перед тем, как она должна была его родить, появился ангел и известил: “Ты родишь факел, который сожжет врагов святой веры”. Если учесть, что доминиканцы на протяжении нескольких веков руководили инквизицией, то легенда приобретает цепом реального содержания. Книга - символическое изображение Святого Письма - символ веры, которую охраняет орден.
Колокольня построена в 1865 г. по проекту Ю.Захаревича.
В 1818 г. после ликвидации монастыря в его помещении открыли гимназию. В ней учился М.Шашкевич - величайший украинский писатель и общественный деятель, который возглавлял “Руску троицу”.
В костеле - ряд надгробий, наиболее ценный среди которых надгробие графини Дунин-борковской работы всемирноизвестного скульптора Б.Торвальдсена. Львовская школа скульптуры представлена памятником губернатору Галичины Гауеру работы А.Шімзера-старшого. В 1880 г. установили барельеф знаменитому польскому художнику А.Ґротґеру (автор Б.Гадомський).
В костеле находилась икона Богородици. За легендой, в X ст. ее привезла в Киев византийская принцесса Анна, невеста князя Владимира. Позже икона принадлежала галицко-волынским князьям. Однако исследования показали, что икона написана в XVI ст. В настоящее время она сохраняется в Ґданську, в костеле Матери Божьей Победоносной.
Часть монастыря занята областным архивом. Трапезная используется за прямым назначением полиграфическим училищем. А в костеле и второй части монастыря в 1972 г. после ґрунтовної реставрации помещений был открыт Музей истории религии и атеизма (в настоящее время - истории религии). Сейчас музей занимает помещение части монастыря, а храм отдали верующим.


Улица САПОЖНАЯ

Эта небольшая улица, которая отходит от Рынка, не намного младшая от самой площади - первое упоминание о ней достигает в 1442 г. Тогда она называлась Сапожной, потому что на ней находилась усадьба цеха сапожников. В 1597 г. встречается название “К калитке”, потому что она выходила к городской калитке, впоследствии названной Иезуитской.
Уже в 1621 г. улица называлась Иезуитской, потому что выводила к дому иезуитской коллегии.
После увлечения Львова австрийцами иезуиты были изгнаны из города, и в доме коллегии разместились административные органы. Дом по этой причине стал называться дикастериальним (правительственным). Соответственно и улица достала название Дикастериальной. В 1871 г. ее назвали Трибунальной, потому что в доме коллегии в это время размещался трибунал (суд). В 1957 г., в честь подпольной организации, которая действовала во Львове в годы гитлеровской оккупации города, улица достала название “Народной гвардии им. Ивана Франка”. В 1990 г. ей было возвращено первобытное название.
Дом I 4. Во Львове все знают каплицу Боимив - семейный гробивець этой семьи. Гораздо меньше людей знают, где Боими жили. Жили они в этом доме, который в те времена называли камъяницею Дзюрдзивской.
Внутреннее планирование дома неоднократно изменялось. В 1893 г. дом реконструировал архитектор М.Фехтер. Очевидно, тогда сделана роспись потолка в зале на 3-ом этаже.
В 1891 -1927 гг. здесь была гостиница “Банда”. 26 января в 1904 г. в нем состоялась свадьба Василия Стефаника и Ольги Гаморак. На свадьбе присутствовали Иван Франко, Лесь Мартович, Марко Черемшина, Владимир Шухевич.
Дом K 6. Здесь в 1902 г. начало свою деятельность Музыкальное общество им. М.Лисенка.
Дом L 10. Достопримечательность архитектуры эпохи классицизма с более поздними дополнениями в стиле ампир. Построенный в 1787 г. по проекту архитектора Я.Петровського для Ю.Гординської. Фасад украшен рельефами на мифологические сюжеты, автором которых был Гарт-ман Витвер. В 1888-1939 гг. здесь содержались гостиница “Под тремя коронами” и ресторан “Коленский”.
Дом M 12. Как и дом M 10 - образец архитектуры классицизма, с более поздними дополнениями в стиле ампир. Автор оформления - Гартман Витвер.
С начала XX ст. здесь содержался ресторан Нафтули Тепфера, или просто Нафтули. У Нафтули был сын, который унаследовал ресторан. Сын коллекционировал картины. Покупал он их и в молодого тогда начинающего Ивана Труша, к которому относился очень приязненно, даже предлагал деньги для поездки в Мюнхен, на учебу в Академии искусств.
В настоящее время дом используется только как жилищный.


УЛИЦА КАЛИНИНА

Львов - город спящих львов. Львов - маленький Париж…

К этим эпитетам прибавим еще один: Львов - город-феодал. Это очень редкое явление для территории нашей страны. Львову в средние возрасты принадлежало одиннадцать сел (позже - 18). Они так назывались - “городские села”, их жители работали на город, точнее, на несколько руководителей совета и суда, которым принадлежала вся власть во Львове. Те села давно стали составными частями города, его улицами: Клепарив, Кульпаркив, Персенкивка, Сихив, Замарстинив. К этому последнему мы и поведем свое путешествие. Название городского участка “Замарстинив” сейчас почти забыто. Это - район между железнодорожной насыпью, Полтвой и улицами 700-річчяі Львова и Богдана Хмельницкого. Заселен он был очень давно - уже во времена Даниила Галицкого. В первом летописном упоминании о Львове вспоминается о Белзьки поля. Так назывались земли, которые тянулись вдоль правобережья Полтви. Это название бытовало, еще в XVII ст. Населенность района была небольшой, а после увлечения города Казимиром III в 1349 году он стал практически безлюдным;

в 1387 году львовский мещанин Ян Зомерштейн на площади в 12 ланов (приблизительно 300 га) заложил имение, которое согласно с тогдашней традицией достало название Зомерштейнгоф (двор Зомерштейна). Местное произношение превратило его в Замарстинив. К имению вела улица, которая сначала была только дорогой и называлась Замарстинивской (неофициально). Официальным название стало с 1871 года. А в XVIІ-XIX веках это была улица Каменного моста. Каменный мост через искусственный рукав Полтви стоял на рози современных улиц Калинина и Лемкивской. В октябре-декабре 1945 года улица называлась Киевской. Современное название предоставлено на год позже.

УЛИЦА КАЛИНИНА →


ПЛОЩАДЬ АДАМА МИЦКЕВИЧА

В XVІ-XVIII веках значительная часть современной площади была занята городскими укреплениями. Сама площадь образовалась после их снесения в 80-х годах XVIII ст. Тогда же началась застройка, которая закончилась в нашем веке. Когда-то это был большой пустырь, которым протекала Полтва. в 1843 году площадь получила название “Площадь Фердинанда” - за именем Фердинанда дъесте, тогдашнего губернатора Галичины.

в 1862 году на колодце среди площади была установлена статуя богородицы Марии. По этой причине и начали называть площадь Маръяцкой (Марийской).

В 1904 году на ней был построен памятник большому польскому поэту Адаму Мицкевичу (авторы - поляк А. Попель и украинец Г. Паращук). Сначала памятник решили установить на том месте, где сейчас фонтан. Но Полтва, что в то время текла площадью открыто, подмыла фундамент, и тогда его установили на месте статуи богородицы, которую перенесли на несколько метров в сторону, а в 40- х годах заменили фонтаном.

ПЛОЩАДЬ АДАМА МИЦКЕВИЧА →