Начиная с эпохи средневековья, Львов был одним из центров органной музыки и органобудування. Использование органов в Галичине носило преимущественно культовый, а не светский характер, но во взглядах католического духовенства он играет роль второстепенных орудий церковной службы. Среди богатых львовских мещан было распространено музикування на клавишных инструментах, а учителями были органисты, которые имели значительно более глубокое общее и музыкальное образование, и потому их положение в музыкальном мире было особенным. Даже старшинами львовского музыкального братства в XVI-XVII веках чаще всего были органисты, которых уважали другие члены цеха.
В начале ХХ ст. органов во Львове было около 50. Каждый костел, за жидким исключением, имел орган. За развитием органной культуры Львов стоял в ряду таких городов, как Краков, Познань, Варшава, Вильнюс. Сегодня в городе действующих органов только пять, сохранились полностью или частично еще шесть.
Первые упоминания об органах в Галичине относятся к началу XV века. Первый орган в Кафедральном (Латинскому) соборе появился в 1409 году. Органист Петер (Piotr) Енгельбрехт активно действовал в соборе в 1409-1410 годах.
В 1515 году на средства общества был построен следующий инструмент для костела. В 1527 году при пожаре завалились сводки хоров, погибла башня над ними. Пришлось ремонтировать и орган. Это сделал мастер Иоанн в 1535 году.
Перед 1669 годом архиепископ львовский Ян Лавровский, большей частью на собственные средства, внедрил новый большой орган. В 1736 году перестройку органа осуществил Ян Киндларский. Между 1769 и 1771 годом в костеле над боковыми входами на колоннах были построены хоры для органа и музыкантов. С этого времени органы приобрели свое постоянное место, которое сохраняется и доныне.
В ХІХ ст. в костеле появился новый инструмент: средством ксендза Якуба Бема в 1839 году построение органа выполнил Роман Духенский. Орган имел две клавиатуры, 25 регистров, из которых шесть приходились на педаль. Перестройку этого органа осуществил в конце ХІХ ст. львовский мастер Ян Сливинский, который сохранил нео-готический стиль.
Левая секция органа
Инструмент выполнен в виде двух секций, между которыми в окне открывается витраж.
Правая секция органа
Современный инструмент выполнен в виде двух секций, между которыми в окне открывается витраж. Для органа характерным является насыщенное, густое и торжественное звучание, которое придает ему многочисленная группа 8-футовых лабиальных (от лат. labium - губа) регистров в мануалах,16- и 8-футовых регистров в педали. Орган имеет механическую трактуру, при которой звук возникает без задержки после нажатия клавиши, получая точное и четкое начало. На долю 16-ти и 8-ми футовых регистров приходится 15 с 23. Такая диспозиция кое-что ограничивает музыкальные возможности органа, но орган перестраивался для церковной службы и такие регистры больше всего видповидаютьфункциональному назначению. Шесть 4-футовых регистров, микстура и 2-футовый Piccolo имеют достаточно возможностей для прозрачного, легкого, звучание. Этот орган - характерный образец романтичного типа костельных органов, которые производились фабрикой Яна Сливинского. Орган находится в добром состоянии, звучит мощно и четко, ежедневно используется во время службы. Увидеть его можно на хорах над центральным входом.
Органы Кафедрального Латинского собора →
верстка журналов, верстка макета