Архів за місяць Серпень 2007

Львовские роды

Род Алембекив (Alembek)

Во второй половине XVI ст. из немецкого города Фрибург (теперь Фрайбург) прибыл во Львов Ян Алембек (†1588). Впоследствии еще его сын Ян по разному писал свою фамилию: Альнпек, Альнпех, Альпехт, Альмпек, Альмпех, Аллембеге, Аллембек. Ян обжился и вошел в красочное общество города, вступил в брак с дочкой известных и заслуженных львовских мещан Екатериной Вольфович. Имели они трех синел: Яна, Фридерика и Марцина. Славу родовые принес найстарший сын Ян.

Ян Алембек (†1636) учился на аптекаря во Вроцлаве (1582-1586). После смерти отца сотрудничал с львовским аптекарем Ярошем Ведельским (Hieronim Witemberger). Впоследствии получал образование в итальянском городе Падуя. По возвращении во Львов в 1597 году в виду имущественных семейных недоразумений очутился в тюрьме. Как член Quadra-gintavirat (Совет сорока - совещательный орган при Совете города. - Прим. Ред.) и посол общества к королю в 1602 г. выступил представителем и защитником львовского общества относительно ее прав и обязанностей против львовского патриция, который пытался узурпировать власть. Эти события закончились для него потерей городских прав, двойным заключением и нелегкими судебными процессами с городом.

Львовские роды →


Книгопродавцы

В 1790 г. во Львове состоялся первый публичный аукцион литературы, списанной из библиотеки Львовского университета. В эти годы библиотеку тоннами побросали раритеты, которые попали к ней в 80-ые годы из библиотек галицких католических монастырей, закрытых императором Йозефом II. Сказочно богатые стародруками книгосборники свозили телегами к Львову. Библиотекарь Львовского университета Генрих Готтфрид Бретшнайдер и хранитель отец Мартин Куральт принимали, сортировали литературу, определяли ее интеллектуальную стоимость. Самые ценные друки предназначались для Вены, остальные оставались во Львове для обогащения университетской библиотеки или создания основы будущих семинарских и гимназических книгосборников.

На практике это высматривало кое-что инакше…

Г. Бретшнайдер не был специалистом, в 1784 г. он прибыл во Львов из Австрии среди тех тысяч искателей лучшей судьбы, которые сразу же после овладения Львова Австрией съехались к столице новой имперской провинции, чтобы занять должности в государственных административных учреждениях. Во Львове любили рассказывать такой анекдот: во время пребывания в Вене влиятельное во Львове лицо Екатерина Коссаковска (из Потоцких), известное своим острым языком, было на приеме в императрицы Марии Терезии. На вопрос о том, нравится ли ей Вена, госпожа Коссаковска въедливый ответила: «Очень нравится. От времени моего последнего визита Вена значительно погарнишав. Я считаю, что от времени занимания Галиции жители [Вены] поснимали из окон ґрати, потому что те, кого они боялись, видислани служащими к Галиции». Следовательно, тогда никого не удивляло, что официальную должность занимает случайный человек. Линивство Г. Бретшнайдера то безразличие к обязанностям, которые были на него положенные, повлекли потерю огромной килькости ценных стародрукив. Книги сортировались «на глаз» (если они вообще сортировались), отправлялись на бумажные фабрики для переработки; в лучшем случае, продавались на аукционе или частным лицам. На аукционах (1790, 1795, 1796, 1803 гг.) за бесценок, за мизерную сумму в несколько крейцеров можно было приобрести издания раритетов XVI-XVII веков. Поражает огромный успех этих давних торгов: как же многие люди, жаждущие мудрого печатного слова, собирались на торговище, с восхищением осматривая книги, оцененные Бретшнайдером как макулатура! Издания, купленные этими поциновувачами, стали прикрасой многих частных и библиотечных збирень.

Книгопродавцы →


Языком львовских стен 2

Во Львове на стенах испокон веков писались вещи не только разрешенные, но также и запрещенные. Ґрафіті, эти магические знаки, вычеканенные на скрижалях современной нам эпохи, возможно, через несколько лет или десятилетий будут стерты неумолимыми Хроносом, но пока еще мы имеем возможность с гордостью почувствовать себя их современниками и наслаждаться их интеллектуальным и художественным колоритом.
Современные ґрафіті пришли к нам из Европы приблизительно три года тому назад, но уже не первый раз. Оказывается еще 400 лет тому назад мода на подобные надписи и рисунки на стенах пришла во Львов из Рифма, где в XVI веке возле мастерской сапожника Пасквино начали писать так называемые “пасквили”, язвительные и язвительные шутки. Несчастной немке, госпожа Абрековий, которая жила в доме на рози Краковской и Сапожной в конце XVI века, явно не повезло, потому что собственно со стороны улицы Сапожной на оконницах и стенах ее дома все желающие писали эпиграммы и рисовали карикатуры политического содержания, высмеивая своих врагов, часто в достаточно непристойний форме. Тогдашние львовяне ежедневно с нетерпением сходились сюда, чтобы узнать кто же в этот раз попадет под огонь критики местных пасквилянтов. Особенно доставалось магистрату и естественно, что этот же магистрат 1601 года выдал специальное постановление, которое сурово запрещало пасквили и даже выставил у дома сторожу.
Что скребли на стенах львовских камъяниць все желающие от времен госпожи Абрековой и до нового времени, к сожалению, установить невозможно, хотя львовский хронист и бургомистр XVII века Бартоломей Зиморович под 1613 годом вспоминает о привычке мальчиков-школьников писать по стенам: “Здесь был…” А новейшую “писаную” на стенах историю мы можем проследить лишь начиная с 50-60-х годов прошлого века. Письменными принадлежностями тех времен были мел (сначала лишь белая, а с 70-х годов и цветная) и кирпич. Поражающей является тогдашняя строгость и лаконичность надписей: это или всем известно слово из трех букв, реже из пяти, или сентенции наподобие “Петр + Галя = Любовь” или “Васка — дурак” (теперь пишут “лох” или “дебил”, а о любви почему-то, к сожалению, не вспоминают вообще). Заслуживает на внимание и мальчишеское “изобразительное искусство” той эпохи на стенах школьных и общественных, тогда еще полно бесплатных туалетов, а порой и на стенах, открытых для общего обзора. Самым популярным “произведением” этого жанра была обнажена женская натура, воплощенная, как и всякое настоящее искусство, минималистичними средствами: двумя волновыми линиями по бокам и чем-то вроде большой печатной латинской буквы “игрек” внутри.
С конца 60-х на стенах стали появляться названия рок-групп: Beatles, Rolling Stones, Who, а из 70-х — Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Pink Floyd, Sweet, Slade, T. Rex. В восьмидесятых чаще всего писали AC/DC, Metallica (эти надписи были уже стилизованы под готику), Depeche Mode, Iron Maiden и название стиля Heavy Metal. Отдельная история о 1989 годе, когда погиб Виктор Цой. Весь город был тогда в надписях “Кино” и “Цой”, а подземный переход в начале Личакивской, где практически не осталось чистого места на стенах, называли переходом имени Цоя. В 90-ые годы доминировали надписи Nirvana и Kurt Cobain. В наше время молодежь пишет на городских стенах о своей любви к Limp Bizkit, Foo Fighters, Eminem, Bomfunk MC’s, Cradle Of Filth, Tool, Moby, Korn, Linkin Park. Хорошо представлены на стенах и направления музыки: Rap, Hip-Hop, Rave, Soul, Funk. Есть две рок-группы, которые пережили на львовских стенах несколько десятилетий. Это Doors — с 70 и к 90-ым, и Metallica — с 80-х и до наших дней.
Нашли свое отображение на стенах и политические баталии последних двух десятилетий. Еще с начала 70-х годов во Львове кое-где появлялись надписи “Бей москалей”, которые очень оперативно затирались. Все мы еще хорошо помним надписи конца 80-х “Украине — волю !” и “За украинское государство”. Случались и порой теперь очень редко случаются надписи обидчивого содержания по адресу, как коренной национальности сегодняшнего Львова, так и некоторых некоренных. Другие надписи еще напоминают о недавних предвыборных баталиях, по большей части к местным органам власти. Наиболее известны нам политические лозунги последних двух лет, это: “Восстань, Украина!”, “Кучму прочь!”, “Украина без Кучмы” и “Волю унсовцям!”. Свежайшие надписи доморощенных пацифистов говорят: “USA = фашисты!”, “Ни войне!”, “Буш=Гітлер!”, “Буш — дебил”, “Буш — вонюча задница” и “Буш”, украшенный фаллическим символом. Случаются и достаточно специфические надписи наподобие Nezaleznist’ Halycyni или “Свистунов — лжец”.
С середины 90-х и до сих пор наиболее популярными надписями, которые ежегодно возобновляются, является сугубо львовские батярско-залицяльницки “Андрея - 199… - 200…”
Нужно отдать должное и некоторым, не уничтоженным временами романтикам, которые, правда, очень редко и теперь пишут масляной краской метровыми буквами по тротуарам перед окнами своих пассий: “Доброго утра, любимая!”
Впоследствии мел и кусок кирпича стали уже безнадежно устаревшими инструментами выражения художественных и словесно-логических идей нашей молодежи. Их оставили для детей до десяти лет, чтобы они себе забавлялись в подъездах. Технический прогресс дал толчок и для бурного развития искусства. К середине 90-х краску для авт распыляли лишь на станциях техобслуживания, у себя же на дворах водители, чтобы зарисовать мелкие дефекты кузова, мордовались кисточкой. Аж вот и до нас дошли аэрозольные баллончики с краской. Водители обрадовались, а молодежь взяла эти баллончики на вооружение, чтобы предоставить мощный толчок продвинутой культуре ґрафіті. Эта культура, как и все предыдущие молодежные нонконформистски культуры, стала стилем жизни. Этот стиль базируется на черной урбанистической культуре американских реперов — хип-хопи. Основным ее направлением в уличном изобразительном искусстве является bubble ( в переводе — жевательная ґумка) — объемные “пузатые” рисунки и буквы, которые сейчас преобладают на стенах львовских домов. Другое направление — wild — более стройные, закручены буквы, которые порой напоминают готические, вензеля и рисунки, где, как в ребусе, нужно разгадывать тайное скрытое содержание написанного. И наконец — freestyle — наиболее либеральное направление, которое можно очертить как “рисуй, что хочешь”. Каждый рисунок или надпись имеет подписи художников, так называемые “тэги”. Очень много есть аббревиатур и вензелей неизвестного содержания. Кроме названий групп, видим еще надписи, которые как можно лучше отображают современные тенденции молодежной жизни: Fuck Ya Man, Canabiz Rulez или “Бей гопив”, “Бей ли гопив, спасай металл”. В рисунках или скетчах, кроме человеческих лиц, доминируют “зайки”, “кошечки” и сами главные герои ґрафіті — аэрозольные баллончики с краской. Львовские энтузиасты ґрафіті не смогли внести в свое искусство каких-то специфических украинских черт и львовские надписи и рисунки на стенах никоим образом не отличаются от аналогичных надписей и рисунков на стенах Праги, Лондона или Нью-Йорка. В этом можно легко убедиться, пересмотрев страницы, посвященные ґрафіті в интернете.
Поскольку райтеры, то есть художники уличной стенописи, делают дело не вполне разрешенное (за исключением некоторых “легитимных” бетонных стен, например вдоль железнодорожных путей), то они занимаются этим ночью, обычно между 3 и 5 часами. Нужно признать, что конспирация у них на наивысшем уровне, потому что никто никогда не слышал хотя бы об одного райтера, пойманного милицией. Одно солидное произведение уличного искусства требует от двух до шести ночей кропотливого труда. К тому же, это искусство не из дешевых: один баллончик с цветной краской стоит 10-12 гривен, а с золотой или серебряной — 16-18 гривен. Для того, чтобы сделать надпись шириной 60-80 сантиметров и длиной 3-4 метра, нужно использовать два баллончика. Но это при условии приобретенной длинными тренировками мастерства, потому что у начинающих большинство краски сдувают ветер или она растекается по стенам. Нужно воздать должное львовским райтерам, потому что за последний год уровень их творений заметно растет. Интересно, чем будут писать на старинных стенах Львова лет через двадцать? Возможно, какими-то лучевыми лазерами или сканерами, а может, чем-то еще более крутым, названия чего мы еще даже не знаем.


Львов после российского вторжения

Рассказ очевидца

(сентябрь-декабрь 1914)

Львов после российского вторжения →


Галицкие мудрагельки

Львов конца XVIII ст. окунается в водоворот товарищеских утех и забав. Кульминацией были знаменитые львовские контракты, которые приходились на января-февраль.

Колоритные воспоминания о товарищеских забавах львовян оставил их участник Ян Дуклян Охотски. Описывая съезд на львовские контракты он вспоминал, что «женщины из большого патриотизма безоглядно заводили романы, меняли любовников, урывали себе сторонников, трактовали одних как лакеев, инших - как наемников. Мужчины их навзаем допускались невирности без конца. А когда женщины обдаривали свои любовников, всем, что имели, мужчины в запале бросались в объятия неизвестно каких женщин, которые им в той волне нравились».

Город находился в плену карнавального вихря: забавлялись без конца, безумно влюблялись, играли в карты без пам’яти и упивались на смерть. Бездумная и легкомысленная эпоха Луи XV нашла во Львове соответствующую сцену, пышные декорации, множество актеров и жаждущую публику.

Галицкие мудрагельки →


Галицкие натуралисты

Так исторически сложилось, что во Львове, с начала его основания, никогда не было приличного зверинца (или, выражаясь по современному - зоопарку) - обязательного атрибута признанных европейских центров. Во всяком случае, исторические документы по этому поводу не дают ни одной информации. Этот феномен тяжело объяснить. Возможно, нашему городу не повезло из ентузиястами, какие бы должны были желание вложить душу, тяжелый труд, и что главное, большие средства в дело, которое заранее было обречено на убыточность.

Однако, хотя Львов в период средневековья остался в стороне тогдашней моды европейской аристократии на основание зверинцев, она таки нашла пылких последователей на периферийных поприщах Галичины. Более того - владельцы некоторых галицких зверинцев со временем стали активными исследователями-натуралистами, написали большое количество научных трудов, чем сделали весомый вклад в развитие разных отраслей биологии.

Первый зверинец на территории Львовщины, согласно историческим данным, был заложен в околицах местечка Комарно, что в Городоцкому районе на грани XVI-XVII ст.ст. Яном Остроругом (1565-1622 гг.) - тогдашним владельцем Комарна и всей комарненщини. Он, как человек образован, оставил много записей, связанных с функционированием своего зверинца. Кое-что позже эти заметки были сведены в монографию «Zwierzyniec Komarzenski», в которой автор делится своим опытом разведения диких животных в неволе. Практические советы, что содержатся в этом труде, являются актуальными и полезными и для современного поколения зоологов.

Галицкие натуралисты →


Подземные страсти в городе Льва

Как только где-то в центре Львова в размытый неисправным водогоном ґрунт проваливается мостовая, начинает усиленно работать фантазия горожан, мол, открылся какой-то средневековый подземный ход, подвал или крипта. Фантазия фантазией, а подземный Львов действительно есть. О некоторых его достопримечательностях - этот рассказ.В конце XIX века был открыт подземный ход, который пролегал между монастырем бернардинив и монастырем кларисок, - приблизительно в том месте, где теперь расположено кафе “Глинянска башня”. В проходе нашли достаточно много человеческих костей. Европа именно переживала времена расцвета позитивизма, антиклерикальные настроения для многих считались правилом доброго тона. Потому сразу же возникла легенда о том, что этот подземный ход прокопали черници-клариски и монахи-бернардинци. Через него они вроде бы ходили друг к другу в гости (понятно, не для общих молитв). Эта легенда бытует и до сих пор. Но в действительности все было совсем не так.
Подземные страсти в городе Льва
Как только где-то в центре Львова в размытый неисправным водогоном ґрунт проваливается мостовая, начинает усиленно работать фантазия горожан, мол, открылся какой-то средневековый подземный ход, подвал или крипта. Фантазия фантазией, а подземный Львов действительно есть. О некоторых его достопримечательностях - этот рассказ.
В конце XIX века был открыт подземный ход, который пролегал между монастырем бернардинив и монастырем кларисок, - приблизительно в том месте, где теперь расположено кафе “Глинянска башня”. В проходе нашли достаточно много человеческих костей. Европа именно переживала времена расцвета позитивизма, антиклерикальные настроения для многих считались правилом доброго тона. Потому сразу же возникла легенда о том, что этот подземный ход прокопали черници-клариски и монахи-бернардинци. Через него они вроде бы ходили друг к другу в гости (понятно, не для общих молитв). Эта легенда бытует и до сих пор. Но в действительности все было совсем не так.
В 1672 году турецкое войско осадило Львов. Среди многих приемов штурма городов турки использовали и сапы (от итальянского zappa - мотыга). Сапа - это подземный ход под стены города. Если удавалось прокопать его незаметно, то в слепой конец сапы закладывали гигантский заряд пороха, взрывали в воздух кусок городской стены или башню, и через пролом к городу врывались штурмовые отряды. Отсюда, кстати, и высказывание “взять тихой сапой”. Но если защитникам города удавалось услышать шум от подземных работ, то они прокладывали подземный ход навстречу - контрсапу. Туда тоже закладывали порох и взрывали враждебную сапу вместе с теми, кто ее копал, еще на подходе к стенам. Собственно, так и произошло в 1672 году. Подземный ход между монастырями - не что другое, как следствие неудачного турецкого подкопа под стены монастыря бернардинцив. Его своевременно обнаружили и обезвредили описанным выше способом. Следовательно, монахи-бернардинци заслужили не выговоры, а похвалы. За бдительность.
А вот подземный ход, открытый в 1900 году во время земляных работ на рози теперешних улиц Богдана Хмельницкого и Гайдамака (близ церкви Параскеви Пятницы), - настоящий. Его высота и ширина достигают полутора метра, а стены изложены тесаным камнем. Длина этого под земного хода - около 300 метров. Ведет он к Замковой горе. Если взвесить на то, что в XIII веке укрепления Высокого Замка стояли именно на Замковой горе, а город Львов - в районе теперешнего Пидзамча, то становится понятным, что этот ход служил для незаметного побега львовян к замку в случае опасности. А возможно, и для неожиданных набегов из замка в тыл врага. Этот подземный ход в 1900 году детально описал служащий городского архива Франтишек Ковалишин. Впоследствии вход в тоннель засыпали и проложили сверху трамвайный путь. А жаль! Ведь вместе с несколькими уцелевшими тогдашними храмами этот подземный ход - одна из немногих архитектурных достопримечательностей княжеского Львова.
Практическое отсутствие подземных ходов на территории средневековья Львова объясняется тем, что город был построен на заболочений местности. Это делало невозможным подкопы во время осад, ведь их непременно залили бы ґрунтові воды. Никколо Мак’явелли считал такое расположение крепостей оптимальным именно через невозможность сделать подкоп и заложить мину под оборонные сооружения. Вот почему турецкий подкоп был единственным в истории Львова, к тому же неудачным. Но расположение среди болот и вблизи реки мало и недостатки: город неоднократно страдал от наводнения.
Подземные ходы и помещения под Цитаделью принадлежат уже к новейшим временам - XIX веку. Однако их точного плана нет. Но, судя из многочисленных вентиляционных колодцев, горы Калича и Вроновских, на которых построена Цитадель, повинные быть зашпигованные подземными полостями, как кругляк голландского сыра дырами. В советское время даже распространялись слухи, что в случае войны под Цитадель должны были быть перенесены центральный телеграф и почта. Те львовяне, которым за обязанностью службы пришлось побывать в подземельях Цитадели твердили, что там находится целый подземный город. К сожалению, и австрийские, и российские военные архивы еще и до сих пор считают информацию о подземелье Цитадели секретной.
Но главнее всего львовское подземелье - это все же тоннель, по которому течет Полтва и его ответвление. Это инженерные решения, когда учесть, что на искусственном железобетонном острове построен еще и оперный театр и доныне является уникальным. Нам удалось найти лишь одну аналогию: лондонскую Флит-стрит. Река Флит - приток Темзы в свое время тоже был взят в трубы. На этой улице расположены редакции основных английских газет. Злые языки твердят, что именно в канализации Флит-стрит черпают чернила для своих заметок деятели желтой прессы.
Но вернемся к Полтви. Чтобы создать искусственный остров для оперного театра, архитектор Горголевский и исполнитель работ Иван Левинский применили железобетон - на то время невидан строительный материал. Довоенная львовская газета писала: “После полного закрытия Полтви в пределах города и проведения канализации, под землей восстали полные таинственности переходы, коридоры и углубления. Они доступны только для инженеров и работников городского канализационного отдела, а еще также для многочисленных лиц из воровского мира. А еще туда часто выбираются на “прогулку” функционеры полиции, проводя подземные облавы при помощи городских работников, хорошо осведомленных с разветвлениями подземных переходов. Два дня тому назад под землей работники с инженером нашли воровской тайник. В узле была обувь, а также орудия воров: веревочная лестница и несколькометровая бечева. Этот узел, чтобы он не намок, дальновидные вламувачи поместили на двух жердях, положенных поясница тоннелю над поверхностью воды. Поблизости на боковом банкете были тачки, которые свидетельствуют о том, что предприимчивые воры транспортировали узел вдоль Полтви этими тачками, взятыми из строения. Вламувачи спрятали свою добычу ночью, а утром ее забрала полиция. Через час оказалось, что ночью преступники вломились к магазину обуви Глозера Бухбиндера на площади Краковской 10, а похищены там 44 пары ботинков стоимостью 1500 злотых спрятали в подземелье.
Каналы Полтви служат не только тайниками украденного. Ими преступники добираются до облюбованных ими домов. Этим путем несколько лет назад осуществили вламання к кассе по улице Личакивский 1, к богачу Переса и пытались достаться под дом палаты сокровища, чтобы подкопом войти в помещение кассы. Подкопом из канализации воры достались и к магазину мужских мод “Андре” на площади Марийской 1 и ґрунтовно ограбили его. Также временами из фантазии и для определенного развлечения они ночью ходят подземельями.
Совсем недавно городской канализационный контроль, исполняя свои служебные обязанности, наткнулся там на одного субъекта из преступного мира, который прогуливался по банкетам в обществе какой-то девушки. Не месяц освещал им путь над берегами Полтви, а обычный электрический фонарик.”
Следует заметить, что полиция в таких случаях временами обнаруживала чудеса оперативности и умудрялась задерживать воров на горячем, как это, например, произошло в магазине ювелира Рапса в гостинице “Бристоль” в 1919 году.
Во время ІІ мировой войны русло Полтви стало пристанищем для многих львовских евреев. В ответвлениях канализации возле улицы Валовой еще и до сих пор находятся нары, которые остались с того времени.
Вот и есть основные достопримечательности подземного Львова. Может. узнаем когда-то и о других, пока еще неизвестные. Потому что как говорил Маркс (здесь с ним тяжело не согласиться): крот истории роет незаметно, но непрестанно.


Тройной Львов

Тройной Львов то есть Хроника города Львова

самым Благородным мужам, господам советным сената Львовского

Большую неприятность нанес бы прославленному имени вашему, если бы найобширнишими похвалами, которые поступают из целой Польши, не оценил Львов, чьей выдающейся частью вы являетесь, какой устами целого королевства провозглашенный украшением и защитой руских земель. Этой ли одним рассказом еще больше к славе его приобщиться, еще ярче ли, где только можно, говорить о славе, так как переполнено все панегириками? Не возражал бы аплодисменты всезагально известным именам большинства инших городов, потому что Рим столицей мира, учителем мира, Антиохию боголюбивой, Дамаск глазом востока, Панормий житницей Сицилии, Тюрингию светом Германии, Гибернию родиной святых, Антверпен жемчужиной городов, Флоренцию светочем Лацию, Венецию царицей моря осмеливаемся называть. Действительно, такие сфальсифицированы наименования никто не может отрицать, так как они пролились из председателя сказочного поэта или капризного ритора, чьи молодые таланты, преимущественно, больше всего изобилуют вишуканостями обычных слов. А Львов, не в коротком высказывании доморощенного провозвисника или языком учителя риторики, скрытого автора, но в публичных высказываниях найобширниших состояний королевства названо украшением и оплотом Руси, и в большем свидетельстве и прославлении не нуждается даже сама зависть. Где же взять хвалу для мужа большого имени, увенчанного пальмами, что славу того целого свободного государства поднесет к небесам? Кроме этого, я не осмеливался к такому достоинству что-то от себя прибавить; только аплодисменты такому пышному собранию, а льву вашему, который поселился под солнцем сарматки, я решил прибавить великолепие историческим факелом, хотя этот факел

Тройной Львов →


Из жизни львовских Броваров



Скоростной трамвай

У1978 г. разпочалося проектирования линии скоростного трамваю длиной 7,5 км. повул. Суворова (Сахарова) и Боженко (Княгини Ольга), с подземным участком вкомплекси из депо на 250 вагонов. Наземная линия стала частью линии швидкисноготрамваю (построенная в 1983 - 87 гг.) Построена она согласно со стандартом линиишвидкисного трамваю: на отдельном полотне, с ограждениями и путепроводами.Рух был открыт 6 ноября в 1987 г. Здесь пошли вагоны маршрута G 3 “вул.Боженка - ул. 30-річчя Победы (Мушака)”. На линию вышло 12 поиздивтипу КТ-4SU с интервалом движения 4 - 5 хв.

Видповиднодо проекта скоростного трамваю, намечалось в первую очередь построить два тоннеля згабаритами метро под центром города, а к ним подвести наземные маршруты. Рампапершого тоннелю должна была разместиться на перекрестке ул. Сахарова тавитовского. У нее должна была входить колея наземной линии из пивденногожитлового района и свинобойца от вокзала. Поезда в составе 3-х вагонов КТ-4SU под землеюповинни были останавливаться на трех станциях: “Університет”,”Галицька площадь ” но “Винникивский рынок” (на вул.Личаківській). На поверхность они должны были выходить на ул. Личакивский, урайони ул. Мечникова. Общая длина колеи первого тоннелю - 6 км. (по оси -3,2 км.). Второй тоннель длиной 2,2 км. по оси повинный был пройти от районупидзамче - от рампы на ул. Гайдамаку на юг, под центром, к пивденноирампи в районе пл. І. Франка - ул. Снопкивский (Стрыйский рынок). Тутнамичалося построить две подземных станции: в районе пл. Осмомисла “Старемисто” и в районе пл. Галицкой “Площадь Воссоединения”. Уперспективи было и строительство третьего тоннелю длиной 9 км. - от вул.Шевченка но Левандивской через главный вокзал, пл. Кропивницкого, под ул. С.Бандери и Витовского к стыку с южной рампой второго тоннелю в районе вул.Снопківській. Здесь были запланированы три подземных станции: “Вокзал”,”Площа Кропивницкого” и “Политехнический институт”. Однакбудивництво тоннелей так и не разпочалося в связи с кризисом 90-х гг.

Скоростной трамвай →