Во Львове на стенах испокон веков писались вещи не только разрешенные, но также и запрещенные. Ґрафіті, эти магические знаки, вычеканенные на скрижалях современной нам эпохи, возможно, через несколько лет или десятилетий будут стерты неумолимыми Хроносом, но пока еще мы имеем возможность с гордостью почувствовать себя их современниками и наслаждаться их интеллектуальным и художественным колоритом.
Современные ґрафіті пришли к нам из Европы приблизительно три года тому назад, но уже не первый раз. Оказывается еще 400 лет тому назад мода на подобные надписи и рисунки на стенах пришла во Львов из Рифма, где в XVI веке возле мастерской сапожника Пасквино начали писать так называемые “пасквили”, язвительные и язвительные шутки. Несчастной немке, госпожа Абрековий, которая жила в доме на рози Краковской и Сапожной в конце XVI века, явно не повезло, потому что собственно со стороны улицы Сапожной на оконницах и стенах ее дома все желающие писали эпиграммы и рисовали карикатуры политического содержания, высмеивая своих врагов, часто в достаточно непристойний форме. Тогдашние львовяне ежедневно с нетерпением сходились сюда, чтобы узнать кто же в этот раз попадет под огонь критики местных пасквилянтов. Особенно доставалось магистрату и естественно, что этот же магистрат 1601 года выдал специальное постановление, которое сурово запрещало пасквили и даже выставил у дома сторожу.
Что скребли на стенах львовских камъяниць все желающие от времен госпожи Абрековой и до нового времени, к сожалению, установить невозможно, хотя львовский хронист и бургомистр XVII века Бартоломей Зиморович под 1613 годом вспоминает о привычке мальчиков-школьников писать по стенам: “Здесь был…” А новейшую “писаную” на стенах историю мы можем проследить лишь начиная с 50-60-х годов прошлого века. Письменными принадлежностями тех времен были мел (сначала лишь белая, а с 70-х годов и цветная) и кирпич. Поражающей является тогдашняя строгость и лаконичность надписей: это или всем известно слово из трех букв, реже из пяти, или сентенции наподобие “Петр + Галя = Любовь” или “Васка — дурак” (теперь пишут “лох” или “дебил”, а о любви почему-то, к сожалению, не вспоминают вообще). Заслуживает на внимание и мальчишеское “изобразительное искусство” той эпохи на стенах школьных и общественных, тогда еще полно бесплатных туалетов, а порой и на стенах, открытых для общего обзора. Самым популярным “произведением” этого жанра была обнажена женская натура, воплощенная, как и всякое настоящее искусство, минималистичними средствами: двумя волновыми линиями по бокам и чем-то вроде большой печатной латинской буквы “игрек” внутри.
С конца 60-х на стенах стали появляться названия рок-групп: Beatles, Rolling Stones, Who, а из 70-х — Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep, Pink Floyd, Sweet, Slade, T. Rex. В восьмидесятых чаще всего писали AC/DC, Metallica (эти надписи были уже стилизованы под готику), Depeche Mode, Iron Maiden и название стиля Heavy Metal. Отдельная история о 1989 годе, когда погиб Виктор Цой. Весь город был тогда в надписях “Кино” и “Цой”, а подземный переход в начале Личакивской, где практически не осталось чистого места на стенах, называли переходом имени Цоя. В 90-ые годы доминировали надписи Nirvana и Kurt Cobain. В наше время молодежь пишет на городских стенах о своей любви к Limp Bizkit, Foo Fighters, Eminem, Bomfunk MC’s, Cradle Of Filth, Tool, Moby, Korn, Linkin Park. Хорошо представлены на стенах и направления музыки: Rap, Hip-Hop, Rave, Soul, Funk. Есть две рок-группы, которые пережили на львовских стенах несколько десятилетий. Это Doors — с 70 и к 90-ым, и Metallica — с 80-х и до наших дней.
Нашли свое отображение на стенах и политические баталии последних двух десятилетий. Еще с начала 70-х годов во Львове кое-где появлялись надписи “Бей москалей”, которые очень оперативно затирались. Все мы еще хорошо помним надписи конца 80-х “Украине — волю !” и “За украинское государство”. Случались и порой теперь очень редко случаются надписи обидчивого содержания по адресу, как коренной национальности сегодняшнего Львова, так и некоторых некоренных. Другие надписи еще напоминают о недавних предвыборных баталиях, по большей части к местным органам власти. Наиболее известны нам политические лозунги последних двух лет, это: “Восстань, Украина!”, “Кучму прочь!”, “Украина без Кучмы” и “Волю унсовцям!”. Свежайшие надписи доморощенных пацифистов говорят: “USA = фашисты!”, “Ни войне!”, “Буш=Гітлер!”, “Буш — дебил”, “Буш — вонюча задница” и “Буш”, украшенный фаллическим символом. Случаются и достаточно специфические надписи наподобие Nezaleznist’ Halycyni или “Свистунов — лжец”.
С середины 90-х и до сих пор наиболее популярными надписями, которые ежегодно возобновляются, является сугубо львовские батярско-залицяльницки “Андрея - 199… - 200…”
Нужно отдать должное и некоторым, не уничтоженным временами романтикам, которые, правда, очень редко и теперь пишут масляной краской метровыми буквами по тротуарам перед окнами своих пассий: “Доброго утра, любимая!”
Впоследствии мел и кусок кирпича стали уже безнадежно устаревшими инструментами выражения художественных и словесно-логических идей нашей молодежи. Их оставили для детей до десяти лет, чтобы они себе забавлялись в подъездах. Технический прогресс дал толчок и для бурного развития искусства. К середине 90-х краску для авт распыляли лишь на станциях техобслуживания, у себя же на дворах водители, чтобы зарисовать мелкие дефекты кузова, мордовались кисточкой. Аж вот и до нас дошли аэрозольные баллончики с краской. Водители обрадовались, а молодежь взяла эти баллончики на вооружение, чтобы предоставить мощный толчок продвинутой культуре ґрафіті. Эта культура, как и все предыдущие молодежные нонконформистски культуры, стала стилем жизни. Этот стиль базируется на черной урбанистической культуре американских реперов — хип-хопи. Основным ее направлением в уличном изобразительном искусстве является bubble ( в переводе — жевательная ґумка) — объемные “пузатые” рисунки и буквы, которые сейчас преобладают на стенах львовских домов. Другое направление — wild — более стройные, закручены буквы, которые порой напоминают готические, вензеля и рисунки, где, как в ребусе, нужно разгадывать тайное скрытое содержание написанного. И наконец — freestyle — наиболее либеральное направление, которое можно очертить как “рисуй, что хочешь”. Каждый рисунок или надпись имеет подписи художников, так называемые “тэги”. Очень много есть аббревиатур и вензелей неизвестного содержания. Кроме названий групп, видим еще надписи, которые как можно лучше отображают современные тенденции молодежной жизни: Fuck Ya Man, Canabiz Rulez или “Бей гопив”, “Бей ли гопив, спасай металл”. В рисунках или скетчах, кроме человеческих лиц, доминируют “зайки”, “кошечки” и сами главные герои ґрафіті — аэрозольные баллончики с краской. Львовские энтузиасты ґрафіті не смогли внести в свое искусство каких-то специфических украинских черт и львовские надписи и рисунки на стенах никоим образом не отличаются от аналогичных надписей и рисунков на стенах Праги, Лондона или Нью-Йорка. В этом можно легко убедиться, пересмотрев страницы, посвященные ґрафіті в интернете.
Поскольку райтеры, то есть художники уличной стенописи, делают дело не вполне разрешенное (за исключением некоторых “легитимных” бетонных стен, например вдоль железнодорожных путей), то они занимаются этим ночью, обычно между 3 и 5 часами. Нужно признать, что конспирация у них на наивысшем уровне, потому что никто никогда не слышал хотя бы об одного райтера, пойманного милицией. Одно солидное произведение уличного искусства требует от двух до шести ночей кропотливого труда. К тому же, это искусство не из дешевых: один баллончик с цветной краской стоит 10-12 гривен, а с золотой или серебряной — 16-18 гривен. Для того, чтобы сделать надпись шириной 60-80 сантиметров и длиной 3-4 метра, нужно использовать два баллончика. Но это при условии приобретенной длинными тренировками мастерства, потому что у начинающих большинство краски сдувают ветер или она растекается по стенам. Нужно воздать должное львовским райтерам, потому что за последний год уровень их творений заметно растет. Интересно, чем будут писать на старинных стенах Львова лет через двадцать? Возможно, какими-то лучевыми лазерами или сканерами, а может, чем-то еще более крутым, названия чего мы еще даже не знаем.