Архів рубрики 'Национальности'

Поляки и русины в Галичине

Галицкое общество в последнем столетии

Трагическим было состояние края, к которому вступали австрийские войска под командованием генерала Гадика (Haddik). Истощила его пятилетняя отчаянная, инколи бесцельная партизанская война, оперативной базой которой были небольшие крепости в Западной Галичине, в Тинци, в Ланцкорони, Бибку и на краковском замке. Промышленность, торговля, даже сельское хозяйство лежали целиной. Средняя шляхта особенно горько поплатилась за активное участие в конфедерации, магнаты же после переделов в подавляющем большинстве вышли на sujets mixtes , хоть не без симпатий к государству, в католической и консервативной династии которого имели естественную точку опоры, которой они бы не могли найти при прускому или российском дворе. Замысел был как на ладони - в новых имениях учредить ячейку для дальновидной политики и, повернув исторические силы провинции к политическому здоровью, использовать их для мощного влияния за рубежом в интересах австрийской политики: могучие дома Чарториских, Любомирских, Понятовских, Оссолинских и Вельгорских искали поддержки в Вене. Но цисар Йосиф ІІ был, казалось, абсолютно недоступним для таких мыслей, он пытался заключить союз с Россией и безразлично смотрел на российское владение остальными Польши; Галичину же - край, который находился в грустном упадке в результате внутреннего беспорядка, - трактовал как желаемую территорию для своих филантропичних реформ. Было создано восемнадцать округов, закрыты много монастырей, королевские земли колонизируемые немцами, упорядочены и установлены умеренные обязанности на барщине, основан немецкий университет во Львове, немецкие народные школы и гимназии; в отношениях с шляхтой цисар был учтивым, но ироническим, наследуя пример Фридриха Большого. Для сановников Речи Посполитой он не жадничал на графские и баронские титулы, получали их даже выскочки; старая польская «кунтушова» шляхта с пышными бородами казалась цисареви Йосифови чудовищем кривотолков, тираном народа, азиатом, не способным к цивилизации.

Руске духовенство принципиально отличается от латинского тем, которое происходит исключительно из семей священников и мало пополняется из народных масс. Латинскому духовенству наиболее численный контингент поставляют горные околицы; польская пословица говорит: «З священником у рода, не считайтесь с бедой». Шляхта и мещанство дают немного священников, что явно негативно влияет на Церковь в Галичине. Количество латинских монастырей в Галичине достигает, несмотря на численных закрытие, сотни, а руских (Василианских) есть едва шестнадцать. В новейшем времени значительно поддерживалась религиозная жизнь из Кракова; новые монастыри иезуитов, воскресенцив, урсулянок и фелициянок встревожили либеральных журналистов, тогда как консервативные журналисты через саму свою природу должны были мягким глазом смотреть на рост католического элемента в пограничном крае, который именно с этой точки зрения был под угрозой. С глубокой благодарностью были воспринять реорганизация, территориальная компактность и укомплектування посад Краковского епископату, что также надлежит считать счастливым периодом религиозного развития края.

Поляки и русины в Галичине →


восстановление бухучета

Национальная мозаичность Львова

С приходом австрийской власти к Львову территориальное деление на участке с национальным признаком отошло в прошлое, хотя остатки предыдущего явления давали о себе знать еще очень долго. Новое городское архитектурное пространство всегда враждебно относится к старому городскому архитектурному пространству. Город требовал расширения и новых застроек, старые должны были кануть в вечность.

Таким образом австрийцы уничтожили украинские святыни на все четыре стороны мира: к северу от середмистя - церкви Теодора, Воскресення, Рождества Богородици, Ивана Богослова, на запад - церковь Благовещения, к востоку - церковь Честного Креста и на юг - церковь Богоявления. Такая же судьба постигла армянские церкви Святого Креста, Анни и Якова.

Уничтожение святынь приводит к разрушению парафий и сознания парафиян. От начала австрийского периода из культурного ландшафта города почти исчезли армяне, асимилювавшись в польскую культуру. Средневековые господствующие немцы и покорены армяне нового времени пленились по единственной причине: они были во Львове малочисленными и оторванными от корней исторической родины приходьками. Поляки лишь частичного зукраинизувалися, потому что были здесь хозяевами и проживали компактно. Украинцы лишь частично пленились, потому что были на этой земле автохтонами

Национальная мозаичность Львова →


Уникальное ретропорно

История населения

Население В княжеские времена во Львове обитаемый приблизительно 2-3 тысячи людей. Преимущественно это было местное украинское население. Остальные (немцы, армяне, татары, мадьяры, караити, евреи) находились здесь или по приглашению князей, или их притягивала торговая жизнь города. Они творили свои автономные общества. Тогдашнее социальное деление имело такой вид: бояре - княжеские правительственные чиновники и дружинники, духовенство, купцы, ремесленники, крестьяне (свободные и полусвободные) .До города, основанного Казимиром Большим на магдебургском праве, наплыло много немецкого населения, которое предоставило ему немецкого характера. И только предместья сохранили свой украинский характер (в 1405-1426 гг. на 5000 человек львовского населения было 4000 немцев). Актами 1356 и 1368 гг. предоставлено городу самоуправу. Судейскую власть выполнял вийт из лавниками, а административную (управа имениями города, сдерживания порядка, безопасности, обороны, стягивания налогов) - бургомистр из 6-ма выборными на год советниками. В 1577 г. добавился еще один контрольный орган “Совет 40″, потому что городская управа стала олигархической и опинилас в руках нескольких выдающихся родов. За населением города сохранилось право обращаться к королю.На протяжении XVI-XVII ст. давние немецкие роды спольщилися и город потеряло свой немецкий характер.За вероисповеданием жительнице города разделялись на 3 группы: латинскую (немцы, поляки, итальянцы, французы, шотландцы, мадьяры), греческую (украинцы, армяне) и еврейскую.
Из таблицы 1 можно увидеть динамику роста населения Львова:
Годы

Количество людей во Львове

Княжеские времена
2000-3000
Кон. XV ст.
8000
Кон. XVI ст.
16000-18000
1648
30000
1776
29500
1795
38749
1820
46000
1830
55629
1840
68000
1850
68321
1857
70384
1869
87109
1880
109746
1890
127943
1900
159870
1901
150789
1902
153783
1903
156777
1904
160121
1905
163141
1906
167670
1907
170700
1908
173710
1909
176730
1910
206113
1911
200928
1912
205045
1913
209670
1914
212030
1915
212030
1916
195000
1917
190861
1918
197431
1919
198066
1920
208701
1921
219388
1922
221270
1923
223152
1924
225034
1925
226916
1926
228801
1927
237921
1928
239692
1929
240725
1930
241813
1931
312231
1932
314804
1933
315890
1934
316706
1935
316461
1936
317008
1937
317050
1938
317730
1939
318099
1940
433868
1941
299000
1942
345000
1992
807300
1993
835500
1998
830000
1999
814000
2000
810000
В таблице 2 приведено деление населения за национальным составом.
Год
Украинцы
Поляки
Евреи
Iншi
кiльк.
%
кiльк.
%
кiльк.
%
кiльк.
%
1869
12.406
14,2
46.252
53,2
29.291
30,2
2.157
2,4
1880
17.469
15,9
58.602
53,3
30.961
28,2
2.714
2,6
1890
21.876
17,2
67.286
52,6
36.130
28,1
2.651
2,1
1900
29.327
18,3
82.590
51,6
44.258
27,8
3.695
2,3
1910
39.314
19,2
105.469
51,2
57.387
27,8
3.294
1,8
1921
27.269
12,4
111.860
51,1
76.854
35,1
3.405
1,5
1931
50.900
16,3
155.986
50,0
99.595
31,9
5.750
1,8
1941
65.800
22,0
150.400
50,3
76.000
25,4
6.800
2,3
1942
80.000
23,1
168.000
48,6
89.000
25,6
8.000
2,7
Административное деление
1930 (существовало 9 участков общей площадью 6664 га.):
Середмистя
Янивске
Жовкивске
Личакивске
Снопкив, Красучин, Софииивка, Козильники, Персенкивка
Новый Мир, Кульпаркив
Левандивка
Замарстинив
Знесинн я
1939-1941 (город разделен на 4 участка):
Лаптей
Городецке
Новый Мир
Жовкивске
1942-1944 (количество участков увеличено до 11, а общая площадь составляла 26.030 га.):
Штадмитте
Кайзервальд
Квелленберг
Стрийпарк
Гохшуле
Гауптбангоф
Зоммерштайн
Вайнберген
Кальтвасер
Штадтвальд
Ам Пельтев
До 2001 (город разделен на 5 районов):
Железнодорожный
Шевченковский
Франкивский
Галицкий
Личакивский
После 01.07.2001 (город разделен на 6 районов):
Железнодорожный
Шевченковский
Франкивский
Центральный
Сихивский
Личакивски и
Неофициальное деление Львова:
Билогорща
Бодаривка
Голоско
Замарстинив
Збоища
Знесиння
Каменка
Козельники
Кривчици
Кульпаркив
Левандивка
Лисиничи
Лаптей
Майоривка
Новый Львов
Пасеки
Пирогивка
Погуливание
Обильное
Сигнивка
Сихив
Скнилив
Скниливок
Серебристый
Центр

История населения →


Очень выгодно! Шоколадка: Линкомаулия. Совсем даром!

Поляки во Львове

|||

МЕНЬШИНСТВО

на свитлини: В первые послевоенные годы поляки пытались приспособиться к реалиям советского Львова, однако впоследствии большинство из них выехало в Польшу
Свитлина Владимира МЕЛЬНИКА
Поляки как миф
Послевоенное советское поколение о поляках во Львове знало очень мало. Для тех, которые родились в городе в 60-70-х годах ХХ века, они были почти мифом, причем негативным. Поляки в сознании советских львовян стойко ассоциировались с “буржуазно-помещицкой” Польшей. какая веками порабощала Галичину и постоянно дискриминировала украинское население города. Вот и все, по крайней мере более ничего не писали в советских книжках из истории Львова, другого в школах не учили.
Конечно, были еще недействующие польские костелы и красивые гробивци на Личакивскому кладбища, с вычеканенными на них звучными польскими именами и фамилиями. Были катедра и костел на Личакивский, возле которых несколько раз в год собирались мужчины и женщины старшего возраста, а еще - две польских школы, о существовании которых многие львовяне узнавали случайно, натолкнувшись на них во время прогулок городом. Были и сами поляки, которые время от времени давали о себе знать в обществе, но чаще всего люди не подозревали, что они поляки, так как говорили те по-украински и ничем особенно от украинцев не отличались.
И откуда тогда было знать рядовым львовянам советского поколения, что еще за несколько десятков лет к их рождению поляков в городе было свыше 150 тысяч - каждого второго львовянина. Могли ли ведать, что Львов веками был городом польской славы и величия, одним из центров консолидации польского этноса в тяжелые годы. Что история польского народа, его культура, образование, наука без упоминания о Львове не является полноценной. И за этническим составом населения, и за языком, с культурой, и за духом Львов много лет действительно был прежде всего польским городом, и не нужно этих слов бояться, ведь таким он не будет уже некогда.
История
Поляки долго добывали право на этот город. 1349 год, когда польский король Казимир ІІІ в первый раз захватил Львов, 1387 год ли, когда вся Галичина, а с ней и Львов, почти на 400 лет отошли в Польшу - это лишь исторические даты конкретных политических событий. Окончательно же Львов стал польским городом лет через сто, на грани ХV и ХVІ веков, а возможно - кое-что позже. До тех пор они добывали в борьбе первенство в нелегком споре … нет, не с украинцами, а с немцами и армянами. Именно немцы, богатые и самонадеянные куче и ремесленники, долго (по-видимому, еще со времен последних галицких князей) удерживали в свои руках главные должности в органах городского самоуправления и руководили наиболее престижными городскими цехами. Именно армяне благодаря торговле восточными товарами получали огромные прибыли и делали Львов торговым мостом между Западом и Востоком. И только после наплыва польских колонистов и постепенного упадка транзитной торговли богатые львовские мещанские роды немецкого и армянского происхождения потеряли господствующие позиции. Во Львове сформировалась новая городская элита - уже польская. Молодой патрициат вскоре окреп экономически, а затем и политически.
В конце концов, в ХV - ХVІ веках немцы полонизировали, а еще лет через сто, после польско-армянской церковной унии, - и армяне.
А дальше сотне лет поляки были хозяевами в этом городе, неоднократно защищали свое право на него от турков и татар, от россиян и шведов, и обычно, - от украинцев. И даже, когда в самом Львове было спокойно, в трудные времена для нации польские жители города неоднократно были в первых рядах защитников своей Отчизны. В память обо всем этом они оставили во Львове сотни томов исторической литературы, которые сохраняются в хранилищах библиотеки им. В. Стефаника, три мемориала на Личакивскому кладбище и легенду о “польских орленках”.
С приходом большевиков (сентябрь 1939-го) жители Львова практически сразу же почувствовали все “прелести” сталинской национальной политики. По-видимому, наиболее предвзято большевики относились именно к полякам. В сознании людей, которые прибыли тогда, уже крепко укоренились стандартные большевистские идеологические штампы. Поляки для них были врагами, которые только то и делали, что притесняли трудовое украинское население. Потому с ними особенно не панькалися. В частных случаях представители новой власти делали своеволие: запрещали читать лекции польской языком для польскомовних слушателей; самовольно вселяли приезжих в дома зажиточных поляков, а тех просто выгоняли из дома; ограничивали прием на работу лиц польской национальности. Вслед за этим в Галичине стремительно начал раскручиваться механизм принудительной депортации поляков в восточные регионы СССР, который кое-что раньше уже был апробирован на Восточной Волыни и Подилли.
А затем, в 1944-1947 годах, проходил обмен населением между Польшей и СССР. Только по нескольким годам поляки лишились фактически всего, что добывали и берегли веками. Впрочем, растерянные, уставшие жестокой войной, они ехали из Львова, даже не имея времени, чтобы постичь весь объем утраченого.
Достаточно много, имея негативный опыт жизни с большевиками, убегали в Польшу, не ожидая указаний новой власти. Однако многих не привлекала перспектива переселения. Они не понимали, почему следует выезжать только потому, что в который раз перекроены государственные границы, только потому, что к этому призывает Москва и новое руководство в Варшаве, легитимность которого вызывала большие сомнения. Понять неизбежность переселения им помогали большевики. Террор стал действенным методом убеждения.
Послевоенные годы
Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в очень сложных общественных условиях - прежде всего психологически.
Уже через десять лет после начала переселения поляков в городе их было приблизительно в десять раз меньше сравнительно с довоенной численностью. Они во Львове не только потеряли статус государственного этноса, что само по себе требовало кардинальной мировоззренческой переориентации представителей этой этнической группы, но и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, россиянам и евреям. Новое этническое окружение (местные украинцы, большинство из которых были родом из сел Галичины, других регионов республики, россияне и другие, преимущественно русскоязычные) было не просто чужим для них, но и, в соответствии с устоявшимися стереотипами, - во многом враждебным, поскольку в прошлые века именно Россия и Украина нередко составляли угрозу польской государственности. Поляки Львова после обмена населением потеряли поддержку со стороны других, когда-то полонизирующих больших и средних городов Галичины, от когда-то наполовину польского Львовского сельского уезда, а также оказались в определенной изоляции от соотечественников в Польше. Кроме того, власть и дальше откровенно не толерувала поляков. Им в официальной советской истории было отведено место прежних оккупантов, и не больше. Польского населения во Львове будто не существовало, о нем почти никогда не вспоминали.
Общественная активность поляков в городе постепенно почти замерла, невзирая на то, что их численность в 60-70 годах прошлого века все-таки была достаточно значимой, - свыше 10 тыс. лиц.
Началось стремительное размывание их этнического самосознания и украинизация. Отмеченным явлениям способствовало и то, что в результате обмена населением из Львова выехала практически вся городская элита: представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие и тому подобное. В итоге у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался самый низкий уровень образования среди всех главных этнических групп, которые жили во Львове. Кроме того, остались главные поляки из смешанных польско-украинских семей, преимущественно женщины. И даже за переписью 1989 года, через 45 лет после обмена населением, в городе представители этой этнической группы имели просто ужасную половую структуру: на 1000 полячек у них приходилось лишь немного больше чем 600 поляков (при том, что в целом этот показатель составлял свыше 900 мужчин на 1000 женщин).
Их количество быстро сокращалось. В 1989 году было лишь 9,7 тысяч, или 1,2 % население Львова (сравнительно с 1959 годом - на 40 % меньше). Темпы снижения численности поляков во Львове и в целом в Галичине были значительно выше, если принимать во внимание другие регионы Украины. Хотя поляки в других областях были более украинизированными. В Галичине существовали несколько факторов, которые существенно влияли на сокращение количества. Первый: постепенный выезд некоторых поляков на постоянное проживание в Польшу в результате пограничного расположения региона. Второй: несприятлива возрастная структура поляков Галичины - много лиц преклонных лет. Третий: как и в других районах Украины - ассимиляция.
В 80-х годах почти 40 % поляков Львова считали родным языком украинскую. Постоянной польскомовного среды в советском Львове не существовало, старшие люди пользовались родным языком только в семейном кругу. Малочисленное младший поколение быстро украинизировалось. Этому процессу способствовало то, что сугубо польских семей во Львове было не так много, а поляки в смешанных семьях записывали детей преимущественно украинцами.
В советский период во Львове постоянно действовали две польских школы - восьмилетняя % 10 и средняя % 24, хотя много предметов у них выкладывали по-русски. По данным переписи 1989 года, почти 15 % жителей польской национальности назвали российскую родным языком. Правда, некоторые факты свидчат, что русскоязычные поляки Львова являются потомками выходцев из южных и восточных областей Украины и других регионов прежнего СССР, которые в послевоенный период приехали к городу.
Еще быстрее языка терялись национальные традиции, приходила в упадок культура. Римо-католическая церковь была, по-видимому, единственным фактором, который хотя бы как-то поддерживал национальную идентичность тех поляков, которые остались во Львове.
Современность
В конце 80-х началось национальное возрождение польской этнической группы в Галичине. Во многих городах и поселках края были созданы польские культурные общества, активизировалась деятельность римо-католической церкви, появились газеты, новые польские школы и классы. Поступала помощь из Польши. Это в значительной мере приостановило процесс ассимиляции, но вполне возможно, что численность польского населения Львова дальше будет уменьшаться. При условии сложной экономической ситуации немало его представителей переезжают на постоянное проживание в значительно экономически более стабильную историческую родину. Численность польского этнического меньшинства в городе может кое-что срасти лишь в том случае, когда признают себя поляками те львовяне, которые в послевоенный период записывались украинцами. Сколько таких было - теперь не известно даже приблизительно.
У Украины и Польши очень много сложных страниц истории, особенно тех, которые касаются Львова.
Однако они уже в отдаленном прошлом. Сейчас, хотя по большей части благодаря польским туристам, во Львове опять слышать польский язык. Собственно львовским полякам не позавидуешь. Они очень слабы как национальное меньшинство. И то, что теперь, в отличие от советского периода, они имеют возможность вполне реализовывать свои права, существенно дела не улучшает. Потому что аж слишком большие потери понесли после Второй мировой войны. Если бы еще лет 10 продержалась коммунистическая власть, то они стали бы в городе настоящими реликтами, а затем и позникали… А когда будет озоровать римо-католическая катедра, город очень много потеряет. Львов станет более бедным.

Поляки во Львове →


ПО СЛЕДАМ ЕВРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Еврейское общество Львова было всегда известным далеко за пределами Галичины. Ко второй мировой войне в городе функционировало около 60 больших и малых синагог. К сожалению, сейчас от прежней славы львовских евреев осталось немного. На территории прежнего середмистя, Краковского и Еврейского кварталов Львова Вы увидите остатки синагоги «Золотая Роза», Памятник жертвам еврейского гетто во Львове, прежняя еврейская Личниця, дом, где во время визита к Львову жил Шлем Алейхем, помещение еврейского общества «Хесед-аръе».
Евреи проживали во Львове из XIII ст. Тогда они поселились у подножия горы Высокий Замок и образовали большое предместье, которое со временем начали называть Краковским.
Большое количество евреев прибывшее после 1569 г., когда согласно с Люблинской унией, поляки и евреи достали право переезжать к востоку, на земле Литовского княжества. К кінцяXVI ст. они уже заселили несколько улиц неподалеку от площади Рынок, и до наших дней две улицы называются Еврейская и Древнееврейская.
До сих пор можно увидеть руины синагоги Золотая Роза, которая была построена в стиле ренессанс в 1582 г. Это была главная синагога еврейского квартала. Также можно увидеть место, где когда-то находилась еврейская школа “хедер” и ритуальные бани, прогуляться улицами Федорова и Еврейской, где стоят кам’яници, которые когда-то принадлежали еврейским старейшинам.
Хотя настоящая галицкая еврейская община уже давно не существует, караулит посетить место, где она когда-то процветала, где находится и до сих пор величественный дом бувшого Еврейского госпиталя, основателем которого был доктор Раппопорт, известный руководитель еврейского движения “хаскала”.
Синагога «Золотая роза»
Каменную городскую синагогу построили 1582 года итальянские архитекторы Павел Щасливий (Павел Римлянин, он же - Паоло Доминичи Романус) и Петр Зичливий в историческом середмисти Львова на улице, что в средневековье звалась Жидовской (в настоящее время - Древнееврейская). Основателем синагоги был богатый львовский купец, банкир и королевский финансист Исаак Нахманович (Исаак бен Нахман). Потому в истории закрепилось наименование “Синагога Нахмановича”. Это была вторая городская синагога во Львове, на строительство которой власть долго не предоставляла разрешения. В конечном итоге, римо-католический архиепископ, позволяя ее строительство, приказал, “чтоб неверные жиды не сооружали синагоги выставной и ценной, но обычную, средней меры”. Народное название “Золотая Роза” (или “Турей загав”) связана с дочкой Исаака бен Нахмана, которая, согласно с местной легендой, помогла еврейскому обществу достать разрешение на строительство этой синагоги.
Учитывая архитектурные ограничения синагога, каменная из кирпича и камню, имела размеры в плане лишь 11 х 9 м. Пол молитвенного зала был углублен ниже уровня улицы, благодаря чему и образовался высокий репрезентативный зал, перекрытый системой готических крещатых сводов на нервюрах. Архитектурная стилистика этого здания кое-что архаичная, как для конца XVI века: она переходная от готики к ренессансу. Готические окна и нервюри на удивление органически совмещались из ренессансним аттиком, что имел аркатурно-пилястровый фриз и маньеристичну “корону” в завершении.
Это здание было центром общественной жизни еврейского района города и одной из самых ценных архитектурных достопримечательностей Львова. Она считалась одной из самых красивых синагог Центрально-восточной Европы. В 1920-30-х годах ее исследовали разные специалисты, которые выполнили архитектурные обмеры и фотофиксацию. Достопримечательность разрушили взрывчаткой немецко-фашистские оккупанты в августе 1941 года. Остатки синагоги объявлены достопримечательностью архитектуры местного значения ( охранительный S 513-Лв). Она включена в утвержденную Правительством Украину 1999 года Программы воссоздания выдающихся достопримечательностей истории и культуры Украины.


Что делалось на Жидовской улице

Приблизительно посередине улицу Руску пересекает улица Бляхарска (теперь Древнееврейская, - прим. ред.) , что на север следует к костелу ОО. Доминиканив и армянского квартала, а на юг - к монастырю ОО. Бернардинив. Южная ее часть, справа от Рынка - то древняя Жидовская улица Так называлась она во времена Австро-Венгрии (Judengasse), аж пока в 1871 году учитывая странную и непонятную впечатлительность жителей название заменили на невыразительную и исторически ошибочную - Бляхарска.

В начале улицы, справа, на западной ее стороне, видим большую кам’яницю, подпертую контрфорсами. Налево до недавнего времени стояла подобная, возможно, даже старшее здание. Понятно, что кам’яниця была вписана в линию старых домов, а потому улица в конце была уже, чем посередине. На контрфорсах обоих домов висела надпись «Жидовские врата» (Porta Judaeorum), которые обычно называли просто «Брамка», а по жидовские der Tojr. Так измельчало ее называли, чтобы отличить от инших больших городским врат (Краковской и Галицкой), так как размером была из фирту, но большая, чем инши фирти, что вели к городу: Босацка и Иезуитская.

Той Брамкой заканчивалось городское ґетто и только через нее можно было достаться Жидовской улицы. Как и во всех инших городах, на ночь ее закрывали на двойные засовы - с городской и жидовской сторон. В те времена на Жидовской улице был достаточно много люда, которые завершении торговици жил в тесном и удушающем ґетто, однако в безопасности от всякого нападения, разбоя, погрома.

Что делалось на Жидовской улице →


Греческий мир Львова

«Приехали греки, привезли цитрины.»

В сознании современных львовян греки ассоциируются преимущественно с материальной и духовной культурой неизвестного, далекого и таинственного Востока. Стереотипность такого представления является следствием малой поинформованости относительно степени влияния схидносередземноморской духовной и материальной культуры Европи на местную среду во время средневековья и нового времени. В отличие от южных поприщ Украины, где население систематически общалось с греческими жителями причерноморских городов, мещане западных земель Украины шире запизнались с представителями этого этноса лишь в конце XVІ ст. Между тем, о присутствии греков на территории Галичины можем говорить, вспоминая времена позднего средневековья. При дворе князя Ярослава Осьмомисла в 1164 г. искал политического убежища претендент на константинопольский императорский престол Андронник И Комнин. Благодаря таким контактам местные князья должны были возможность заявить о себе как о серьезном политическом и военном факторе в плетиви сложных процессов, которые происходили в пределах византийской співдружности1 .

К первой половине ХІІІ ст. достаточно хорошо была развитая торговля Галича с причерноморскими колониями. Главным партнером Галицко-волынского государства в Северном Причерноморье более длительное время оставалось Белгород (Аккерман). Лишь татарские нападения прервали традицию такой торгівлі2. Самую первую среди известных нам вестей о деятельности греческого купца во Львове записано на страницах самой старой среди сохраненных Актовых книг города в 1382 р.3

Греческий мир Львова →