Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и Львов
Романтичные идеалы коснулись всех видов искусств, но не больше всего ли - именно музыки. Но романтизм толковался музыкантами достаточно избирательно. Образцом для австрийских и польских авторов, которые жилы во Львове в то время - Медерича Детто Галлюса, Йозефа Башни, Йоганна Рукгабера, Йозефа Ельснера, Кароля Курпинского и инших - служил все же немецкий, или и еще стислише, “венский” романтизм. Называем его так потому, что он был сориентирован больше всего на творчество первого романтика Франца Шуберта и инших менее известных, однако в свое время популярных авторов песен, а также авторов зингшпилив и мелодрам, которые жилы и работали в австрийской столице; эта региональная разновидность романтизма выделяется в отличие от французского или итальянского. Ранние романтики, представители австро-немецкой культуры, особенное внимание уделяли поэтизации бытовых жанров, салонному лірико-сентиментальному виконавству, воплощению фантастических образов, связанных с национальными легендами (наподобие “Свободного стрелка” или “Еврианти” К.М. Вебера), и отдавали преимущество народнопесенной мелодике как в вокальных, так и в инструментальных опусах.
Кроме того, сама музыкальная жизнь Галичины приобретала постепенно новые формы. в соответствии с эстетикой романтизма. Большинство из вышеупомянутых композиторов органически совмещало творчество и виконавство, педагогическую и организаторскую деятельность - такая заангажированная позиция была присуща и музыкантам предыдущих поколений, поскольку эра “свободных художников”, которые могли без препятствий отдаться лишь композиции, еще не пришла. Однако стоит заметить существенную разницу между ролью музыкантов в церкви, придворных салонах и театральных ячейках в XVIII ст. и иншим значением творца-музыканта с утверждением нового романтичного мировоззрения. В первую очередь обратим внимание на расширение круга участников и слушателей, постепенную демократизацию, которая началась из оперного театра, но со временем захватила и инши формы музыкальной жизни. Организация разнообразных обществ, кружков сторонников искусства, возникновения артистических, а даже “богемных”, товарищеских художественных группировок, построенных на личных контактах, - все это уже свидетельствует о признаках нового времени и нового мировоззрения. Потому в обзоре более важных персоналий в одинаковой степени будут учитываться черты их композиторского стиля, и функции их общественно-культурного труда из позиции романтичного стиля. Следовательно коротко охарактеризуем фигуры более важных австрийских композиторов Галичины в те сутки, что прислужились становлению музыкальной культуры края - Ф.К. Моцарта да и. Рукгабера. Деятельность инших чешских и австрийских композиторов, в частности, И. Багшного, Медеричи Детто Галлюса караулит в этом контексте лишь попутного упоминания, поскольку их творчество и деятельность не имело такого существенного влияния на становление музыкальной культуры галицкого края.
Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и Львов →
Адвокат