Театр имени Леся Курбаса созданный в 1988 году Владимиром Кучинским и группой молодых актеров, которые, как и выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас со своими коллегами в 1918 году, почувствовали потребность “..вернуться прямо к себе ..сказать что-то новое, и потому, только потому, создать театр.
От времени своего основания Театр имени Леся Курбаса перерос в один из наиболее известных театральных коллективов, как в Украине, так и за ее границами. Представления театра “Благодарний Еродий” за Григорием Сковородой, “Между двух сил” за Владимиром Винниченком, “Апокриф” за Лесей Украинка, “Сны” и “Забавы для Фауста” за Федором Достоевским, “Хвала Эросу” и “Silenus Alcibiadis” за Платоном, “Марко Проклятый или Восточная легенда” за поэзиями Василия Стуса достойно представляли Украину и получили высокие награды на многочисленных международных театральных фестивалях. Театр первым осуществил сценические постановки диалогов Григория Сковороды, Платона, поэзии Василия Стуса и драматичных поэм Лини Костенко.
Театр имени Леся Курбаса за короткий срок смог стать одним из лучших в Украине, при том, что время становления коллектива пришлось на сложный период в украинской истории. Театр неоднократно бывал с гастролями в Киеве, Харькове, Симферополи, Одессе, Севастополе, Керчи, Ивано-Франковске, Чернигове, Николаеве, Черкассах и других городах Украины.
Высокий художественный уровень постановок этого театра удостоверяют исчислении ґран-прі но награды на престижных международных фестивалях: Золотой Лев (1989, 1994, 2000), Чехивский фестиваль (Москва, 1996), Славянский венец (Москва, 1997), Сибиу (Румыния, 1998), Контакт (Польша, 1998), Бутринти (Албания, 2001), Херсонески игры (1994, 2001), Боспорски агони (2001, 2002), Стоби (Македония, 2002) и другие. Театр стал первым лауреатом премии Василия Стуса. Все это время театр работал как уникальный методологический центр, овладел и разработал цикл театральных методик и тренингов актерской психофизики, пластики, голоса, провел серию общих проектов с Рабочим центром Ежи Гротовского (Италия), Школой драматичного искусства Анатолия Васильева (Россия), Ячейкой театральных практик Влодзимежа Станевского (Польша), Саратозький международный театральный центр (США), проводил цикл лекций и майстеркласив в Йельскому, Колумбийскому, Пенсильванскому и других университетах и театральных школах США.
Критика называет этот коллектив уникальным театральным явлением, потому что он вернул украинской сцене интеллектуальный престиж, создал свою методологическую школу и совместил многогранную сценическую практику с процессом познания Человека.