Архів рубрики 'Архитектура, культура'

Сецесия во Львове

Очертания художественной культуры Львова на переломе XIX и XX века испытывали изменения, которые стали ощутимыми в долгосрочной перспективе. После замедления развития в 1860-1890 годах город опять переживал художественное оживление, возрождались славные традиции местного искусства XVI-XVIII веков. Формирование новой ситуации в искусстве связано, прежде всего, с общественным и экономическим развитием города. С конца XIX века во Львове длился демографический взрыв: в 1890-1914 годах население выросло почти на 75 процентов (90 тысяч лиц). В начале века Львов вдвое превышал за количеством населения Краков, второй по величине галицкий город. Интенсивный наплыв многонациональной людности во Львов был вызван его ролью политически-административной и экономической столицы Галичины.

Уже в 90-тих годах XIX века началось резвое движение в строительстве. Быстро строились не только правительственные и общественные здания, но также жилые дома (особенно для сдачи в аренду), были проложены десятки новых улиц. В 1890-1907 годах осовременено коммунальное хозяйство (водопровод, систему канализации, газо- и электроснабжение, телефонные сети, появился первый электрический трамвай в Галичине и так далее).

Сецесия во Львове →


1kino com ero

Кабаретовий Львов

Времена до кабаре

Первое стало действующее кабаре во Львове, то есть литературно-художественный театр «Улей» (Ul), появилось позже, чем в Кракове и Варшаве и просуществовало недолго. Однако, это совсем не значит, что Львов пас задних среди инших городов, когда речь идет об искусстве кабаре. И в период, который предшествовал экспансивному развитию кабаре, то есть на изломе ХІХ и ХХ ст., и во время его апогея перед Первой мировой войной, а затем эволюции к нормам ревю и радиозабавы в межвоенное двадцятилиття - во Львове были достаточно разнообразных эстрадных зрелищ, прекрасных артистов, которые принимали в них участие, и публики, которая охотно ходила на представления. А потому Львов не без основания считался самым радостным и наиболее певчим городом, а его жители славились чрезвычайным чувством юмора.

На изломе веков кроме здания театра, в котором шли драматичные представления, оперы и оперетты, во Львове были много зданий и мест, где властвовала более «легкая» муза - она обеспечивала развлечение для всех классов и сред. В забегаловках и пивнушках на периферии неплохо давали себе совет «шантаны» и «тингель-тангли», что их так остро критиковали и даже хаяли. Вот например, в краковской газете «Новая реформа» (Nowa Reforma, в 1987 г. 116) была перепечатана статья из львовской прессы о «тингель-тангли», «которые являются странной комбинацией театра и борделю, и в которых под пристальным глазом представителя полиции процветает самая отвратительная, самая грубая порнография». Тогда даже начали требовать, чтобы куплеты, которые звучали из тинглевих сцен, цензировались.

Кабаретовий Львов →


Рекламные стенды и рекламные стойки, аренда выставочного стенда - изготовление наружной рекламы.

Театр Боґуславского

Ведущий мастер польской сцены - режиссер, актер, певец, переводчик, драматург и антрепренер Войцех Боґуславскі принадлежит к самым заметным деятелям театра в нашем городе конца XVIII ст. Во Львове работал недолго. Однако, многогранная деятельность Боґуславского в становлении профессионального театра ставит его в ряд небудничных фигур театральной культуры Львове и является ее весомой долей.

Родился Войцех Боґуславскі 9 апреля 1757 года в Ґлінні (Польша). Поезд к искусству проявился еще в раннем возрасте. По окончании учебы в Кракове при дворе епископа К. Солтика 21-летним юношей дебютировал в Варшаве [1].

В 1780 г. Боґуславскі впервые приезжает во Львов и «пристает» к небольшой группе польских актеров под руководством Аґнєшки и Томаша Трусколяских. Боґуславскому едва исполнились 23 года. Не имел ни одного опыта, за исключением организаторских способностей. Сыграл несколько ролей в драматичных представлениях, которые давала группа Трусколяских, но это не удовлетворяло молодого, жаждущего к труду юноши. Есть предположение, что Боґуславскі желал сам возглавить труппу польского театра. Однако, не нашел понимания с амбициозными Трусколяским и оставил их группу. Боґуславского не устраивал «легкомысленный» репертуар и его низкий уровень, и он выехал из Львова.

Театр Боґуславского →


отдохнуть приглашает гостеприимный наилучший лесные дали санаторий с комфортными номерами

Львовская Опера

История построения

Во времена Средневековья здесь протекала Полтва , спрятанная сейчас в бетонный коллектор, а справа вздымался оборонный вал. По левую сторону тянулись вплоть до места теперешнего университетту мочари. Львов уже закончился, спрятался за мурами и валами, это уже не Львов, это околица. Галицкое предместье.

Но то было давно. Валов и оборонных стен уже нет, а Полтва есть, но глубоко под землей. Сейчас это центр. В конце ХІХ века это также был центр, причем большого европейского города, которому нужен был театр. Конкурс на лучший проект сооружения объявили в 1895р. Между прочим, участие в тендере принимало и знаменитая венская фирма Фельнера и Гельмера (Одесса, Черновцы - помните?), которая свела в Европе 48 театров, а также архитектора Краковского театра Я.Завейський . Жюри заседало в Ляйпцигу, так что все было по-честному, ни одного блата. Наилучшим признали проект директора Львовской высшей художественно-промышленной школы Зигмунда Горголевского (1845-1903).

Горголевский выбрал неплохое место для здания - на Гетманских валах (современный проспект Свободы). Полтва, говорите? И что - мы ее спрячем под землю. Сказано - сделано. А еще при построении театра впервые в Европе была применена сплошная бетонная основа вместо традиционного фундамента.

Львовская Опера →


Станислав Скарбек

Станислав Скарбек: авантюрист и меценат

Основателем театра во Львове (теперь - дом театра им. Марии Заньковецкой) был известен землевладелец и меценат Станислав Скарбек. Самые странные выкрутасы судьбы почувствовал на себе этот нерядовой человек, которого считали протектором львовской Мельпомены, а также сирот и убогих.

Станислав Скарбек родился 20 ноября в 1780 г. в селе Обертин возле Коломыи. Отец его - Ян Скарбек - из графского рода гербу Абданк, иметь Тереза - из семьи графов Бельских. В раннем детстве Станислав осиротел. После родов умерла мать, а через 4 года - отца. Он воспитывался вместе со старшим братом Игнацием в доме тети - графини Жевуской, энергичной женщины, которая сама управляла огромным имением. До 1800 г. Станислав учился во Львове.

Станислав Скарбек →


Гебрейский театр

Пуримшпиль

Считают, что гебреям театр запрещал Талмуд. Считают, что они разных зрелищ избегают, как будто греха. Но это - легенда. Да, действительно, Талмуд запрещает деяние публичные, особенно женщинам. Добропорядочная гебрейка глаза перед посторонними не поднимет, никогда слова не скажет.

Гебрейский театр →


Первые театральные пространства и сооружения

Все, все во Львове связано с историей театра. Площадь Старый Рынок или площадь Рынок есть местами, где в прошлом постоянно происходили театрализующие зрелища. И если история не сохранила конкретных летописных сведений относительно действ на площади Старый Рынок XIII-XIV веков, то на площади Рынок - театрализует свято в 1583 году в честь приезда во Львов архиепископа Яна Селиковского, действо 1611 года, посвященное получению крепости города Смоленская и воспроизведено в театрально-игровой форме во Львове, или, скажем, театрализует празднование канонизации Игнация Лойоли (Inigo de Loyola) в 1622 году были отображены во многих изданиях и стали известны в целой Европи.

С театром связаны храмы - Архикатедра, Доминиканский монастырь, прежние сооружения Ставропигийского братства, Иезуитского коллегиума, Греко-католической семинарии или Армянский собор. Именно в них в XIV-XVIII веках происходили и театрализуют представления. Как и представления под открытым небом в долине реки Полтви, над которой теперь проспект Свободы, реки ли Бульки и на склонах холмов вокруг нее. Как и на склонах гор Цитадель, Святоюрской, Замковой, Льва. Всюду устраивались гуляния, летние и зимние спортивные соревнования с элементами народного театра.

В каплицах при Архикатедри упокоилися прежние львовские бургомистры Кампиан и Боим, известные во Львове как выдающиеся организаторы не только хозяйственной, торговой, военно-оборонной дияльности, но и театральной. Представления современных львовских театров им. Л. Курбаса, «Гаудеамус», «Воскресенье» в Итальянском дворе в доме К. Корнякта на площади Рынок, не первые: здесь еще в XVIII веке происходили драматичные представления, пантомимы, феерверки. Современный памятник Т. Шевченкові на проспекте Свободы стоит или не на том же месте, где в XVII-XVIII веках постоянно сооружались временные деревянные театрики.

Первые театральные пространства и сооружения →


Театр им Л Курбаса Львов

Театр имени Леся Курбаса созданный в 1988 году Владимиром Кучинским и группой молодых актеров, которые, как и выдающийся украинский режиссер Лесь Курбас со своими коллегами в 1918 году, почувствовали потребность “..вернуться прямо к себе ..сказать что-то новое, и потому, только потому, создать театр.
От времени своего основания Театр имени Леся Курбаса перерос в один из наиболее известных театральных коллективов, как в Украине, так и за ее границами. Представления театра “Благодарний Еродий” за Григорием Сковородой, “Между двух сил” за Владимиром Винниченком, “Апокриф” за Лесей Украинка, “Сны” и “Забавы для Фауста” за Федором Достоевским, “Хвала Эросу” и “Silenus Alcibiadis” за Платоном, “Марко Проклятый или Восточная легенда” за поэзиями Василия Стуса достойно представляли Украину и получили высокие награды на многочисленных международных театральных фестивалях. Театр первым осуществил сценические постановки диалогов Григория Сковороды, Платона, поэзии Василия Стуса и драматичных поэм Лини Костенко.
Театр имени Леся Курбаса за короткий срок смог стать одним из лучших в Украине, при том, что время становления коллектива пришлось на сложный период в украинской истории. Театр неоднократно бывал с гастролями в Киеве, Харькове, Симферополи, Одессе, Севастополе, Керчи, Ивано-Франковске, Чернигове, Николаеве, Черкассах и других городах Украины.
Высокий художественный уровень постановок этого театра удостоверяют исчислении ґран-прі но награды на престижных международных фестивалях: Золотой Лев (1989, 1994, 2000), Чехивский фестиваль (Москва, 1996), Славянский венец (Москва, 1997), Сибиу (Румыния, 1998), Контакт (Польша, 1998), Бутринти (Албания, 2001), Херсонески игры (1994, 2001), Боспорски агони (2001, 2002), Стоби (Македония, 2002) и другие. Театр стал первым лауреатом премии Василия Стуса. Все это время театр работал как уникальный методологический центр, овладел и разработал цикл театральных методик и тренингов актерской психофизики, пластики, голоса, провел серию общих проектов с Рабочим центром Ежи Гротовского (Италия), Школой драматичного искусства Анатолия Васильева (Россия), Ячейкой театральных практик Влодзимежа Станевского (Польша), Саратозький международный театральный центр (США), проводил цикл лекций и майстеркласив в Йельскому, Колумбийскому, Пенсильванскому и других университетах и театральных школах США.
Критика называет этот коллектив уникальным театральным явлением, потому что он вернул украинской сцене интеллектуальный престиж, создал свою методологическую школу и совместил многогранную сценическую практику с процессом познания Человека.


Кинотеатры и кіномаґнати Львова

Кино, как важнейшее открытие, что на грани XIX и XX оплодотворяло культурное воображение человека западной цивилизации, развилось как следствие технологического продвижения, хотя в действительности изобретателей тогда больше интересовало телевидения. Во Львове идея телевидения была реализована еще за несколько лет перед изобретением кинематографа благодаря выдающемуся позитивисту, ученому и отцу парапсихологии Юлиану Леопольду Охоровичу (1850-1917), который на колонках научного журнала «Космос» в 1887 году блестяще подал основы теории «переноса оптических образов» и описал принципы действия «телеграфического прибора для виденья на расстоянии».

Начала кинематографу во Львове были связаны со светлой мыслью о его привлечении к распространению не только образования и культуры, но и демократических идей. Кино появилось в городе во времена развития массовой культуры и сразу получило благосклонность всех жителей без обзора на их социальное положение.

Постоянно функционировать кинотеатры во Львове начали с 1901 года, из даты начала работы в городе представительства Венской студии фильмов и фотографических клише «Урания», что преимущественно специализировалась на сеансах «туманных» и «живых» картинок, преимущественно культурно-образовательного характера. Нередко сеансы сопровождались комментарием ученого, учителя, техника, которые помогали зрителям войти в мир кино.

Кинотеатры и кіномаґнати Львова →


Областной театр кукол

Родился Львовский театр кукол 15 апреля в 1946 году. Первым в нем поселился Ивасик-телесик и так ему понравилось, что на протяжении 50 годов его имя не всходит из афиш, а сам он стал эмблемой театра. Чтобы самому не скучать Ивасик пригласил в театр героев сказок всего мира. Поселились у нас „Коза-дереза” и „Пан Коцкий” „Фарбований лис” и „Коник-горбунок”, „Буратіно” и „Медвеженок Римтимти” „Сніжна королева” и „Дикі лебеди” „Рікки-тікки-таві” и „Дочка Индии” „Солом’яний бычок» и «Поросенок Цок», «Золотой цыпленок” и много других.

Герои свыше 200 представлений театра радовали наших маленьких зрителей. Взрослых также не забывали - подарили им „Ніч под Рождество” М.Гоголя „Біда от нежного сердца” В.Сологуба „Мадемуазель Нитуш” Г.Мельяка и А.Мілло „Ловите мгновение успеха” Ловите мгновение успіху”К.Рижова „Лівша” за Лесковим и другими спектаклями.

Ежегодно свыше 200 тысяч детей и взрослых аплодируют нашим сказочным героям. Это больше, чем среди всех театров Львова.

Областной театр кукол →