Архів за місяць Січень 2008

Орган Костела св Елизаветы

11 июля 1926 года в костеле св. Елизаветы на площади Кропивницкого (раньше - Привокзальная, перед тем - Бильчевского) состоялось торжественное висвячення нового большого органа, построенного на фабрике Доминика Бернацкого во Влоцлавку. Средства на построение органа собирали парафияне, преимущественно железнодорожники, из мелких, но многочисленных взносов. Занимался этим делом специально создан комитет.


Так выглядел орган
костелу св. Елизаветы

Строительство и монтаж органа длились с 27 февраля 1925 года по 11 июля 1926 года, открытия нового органа было примечательным событием не только для города, а для всей Польши. Новый орган имел 73 регистра, и считалось, что он был наибольшим в Речи Посполитой, но это утверждение сомнительно. Дело в том, что в Оливе, пригороди Гданск, существовал больший орган на 83 регистра. Или во Львове был неизвестен этот факт, и тогда название львовского органа наибольшим является преувеличениям, или вполне могло случиться, что оливский орган на то время вышел из строя и временно наибольшим в действительности стал львовским.

Орган Костела св Елизаветы →


Органы Исторического музея

Во Львовском историческом музее сохраняются два экспоната большой ценности и чрезвычайной красоты - это два небольших комнатных органа. Один из них демонстрируется в экспозиции отдела средних возрастов, второй сохраняется в фондах музея. Первый орган закрыт стеклянным прозрачным тулупом и его можно увидеть на площади Рынок, 24, второй не экспонируется, он находится в фондах на пл. Рынок, 6. Благодаря пристальному досмотру оба органа неплохо сохранились, возможно их функциональное возобновление.

Орган из г. Скальник (Польша). В музейную экспозицию этот орган попал из коллекции Владислава Лозинского, сбирателя забуткив культуры и искусства, который не щадил на это собственных средств и трудов, автора известных книг из истории искусства. Свыше 30 лет он создавал собственный сборник, который после его смерти (20 мая 1913 года) был разделен между городскими сборниками. Так орган попал к Историческому музею.
Орган состоит из двух частей: в нижней части содержатся мехи и педальный воздушный насос, в верхней - клавиатура и система труб. По размерам он такой, который мог бы разместиться на небольшом письменном столе. Корпус верхней части выполнен в красных цветах, роскошно декорированный позолотой, росписью и лакированный, на углах вырезаны Атланты и кариатиды. Клавиатура деревянная, имеет 55 клавиш (4,5 октавы), но для компактности клавиши кое-что уменьшенной величины. Орган имеет 6 регистров: три металлических лабиальных, один из которых находится на проспекте, а второй - двох- и трехрядная микстура, и три деревянных с квадратной мензурой длиной в 2 и 1 фут.
Механическая трактура и небольшой размер труб свидетельствуют, что на органе можно было выполнять скорые, виртуозные произведения. Такие инструменты были характерными для эпохи барокко, эпохи баховского времени. Создание органа относится приблизительно до 1650 года. Многочисленные образцы аналогичных комнатных органов, которые датируются первой половиной XVII ст. сохраняются в польских музеях.
Второй орган исторического музея. Этот орган не так много декорирован, но чувствуется вкус и сдержанность художника, который ризьбив его корпус. За конструкцией и регистрами он подобен на орган из города Скальник, но имеет пять, а не шесть регистров: два металлических, один из которых - на проспекте, другой - микстура, и три деревянных.

Органы Исторического музея →


Орган филармонии Не реализованы проекты

В 1905 году архитектором Владиславом Галицким был разработан проект размещения органа в концертном зале Галицкого музыкального общества, где сейчас находится концертный зал имени С. Людкевича областной филармонии. Был разработан полный комплект технической документации, но проект остался нереализованным - орган на сцене так и не был размещен.


Орган Филармонии, перенесенный
из Доминиканского костела


Пульт органа филармонии
был заменен на другой
фирмы “E.F. Walcker”.
Современный вид пульта

Орган филармонии Не реализованы проекты →


Органы музея истории религии

Орган из поселка Поморники
Золочивского района. В недействующем костеле поселка Поморники Золочивского района Львовской области было найдено еще не совсем разрушен орган и решено перевезти его к Львову и возобновить. Большинство труб в органе сохранились. При разборке и перевозке органа удалось определить, что корпус органа был изготовлен в конце XVIІ ст. Возобновление органа осуществил львовский органист и органный мастер Виталий Пивнив. При ремонте органа пришлось заменить на новые трубы двух регистров и язычки в трубах, подправить механику.
Орган имеет один мануал, 10 регистров, 740 труб. Среди регистров органа есть один, экзотичный и приятный, который нечасто встречается в инструментах, - бамбуковая флейта, трубы которой изготовлены с использованием натурального бамбуку. На сегодня это самый старый действующий орган Украины, но с концертной целью он используется очень редко.


Орган костела
села Помаряни

Орган из костела
св. Мартына

Орган из костела св. Мартына .
В одной из боковых каплиц Доминиканского костела стоит орган из костела св. Мартына во Львове, который используется с концертной целью. В 1990 году остатки этого органа были перевезены из недействующего костела, что на ул. Декабристив-жовкивский в районе Пидзамче, к музею истории религии. От старого органа, построенного в конце XVIII ст., вероятно, Людвиком Фогелем остались лишь большие деревянные трубы. В XIX ст. орган испытал реконструкции: прибавлено три регистра в педали. Большинство металлических труб пришлось изготовлять или замещать - расчет и изготовление труб осуществил Виталий Пивнов. Пришлось реставрировать механику и систему включения регистров, тонировать новые трубы. Этот орган больше и младший поморянский органа; он имеет 11 регистров, одного мануала и педаль, 886 труб, максимальная из которых имеет длину 5 метров, а минимальная-12 мм

По своей диспозиции он напоминает французские органы, его больше всего артистическими регистрами является семейство флейтових и одна микстура, которые образуют нежное и прозрачное звучание. Орган дает полное воображение о том, как звучали подобные инструменты в эпоху барокко.
Начиная с 1991 года в помещении музея истории религии проводятся концерты камерной музыки с органом. На концертах можно услышать, как звучат труба, флейта, другие инструменты и человеческий голос одновременно с органом: чаще всего в концертах принимают участие певица с бархатным сопрано Траченное попусту Хастян, трубач с прекрасной кантиленой Юрий Остюк и органист Виталий Пивнов. Работа артистов и работников музея по популяризации органной музыки всегда заслуживает высокой оценки слушателей.

Органы музея истории религии →


Органы Доминиканского Божьего тела собора

Первый доминиканский костел существовал еще в княжеском Львове. Первый орган у доминиканцев появился в 1520 году, вспоминается он и в 1532 году. Орган оказался не очень удачным, потому что несколько раз ремонтировался и перестраивался: в 1584 - Станиславом Львовчиком, дважды в 1578 и в 1592 - мастером Себастъяном из Кракова, в 1612 - мастером Войцехом Альбертусом. В 1626 году был заключен контракт с Симоном Лилусом (или Лелия) на построение нового органа, но по неизвестным причинам он выполнен не был. Органист этого костела, доминиканский монах Томаш Турский, в 1646 году исправил орган. Согласно описаний 1707-1710 лет орган имел позитив, установленный на галерее, 40 регистров с низкой флейтой и литаврами. На то время орган, который имел 40 регистров, считался большим.

В 1765 году Михаил Садковский построил новый 20-регистровый орган, а его интерьер и корпус вырезал известный во Львове Себастъян Фесингер с доминиканскими монахами Яном и Лукашем. За работу Фесингер получил 1500 флоринив. В 1766 и 1778 году взрывались пожары. Насколько они повредили орган, неизвестно - горела крыша, отделка пилястров, скамьи. В 1808 году Якубом Крамковским был построен новый орган на 26 регистров. За описанием 1853 года орган имел салатный цвет и был украшен шестью белыми статуями. У органа были две клавиатуры на 54 клавиши и двохоктавна педаль на 25 клавиш. В 1862 году Роман Духенский прибавил еще 4 регистр. Таким орган и оставался к началу нового века.
К началу войны 1914 года для костела был построен новый 32-регистровый орган на фабрике Доминика Бернацкого в стиле нео-рококо, причем резьбу Фесингера из старого органа удалось сохранить.


Орган Доминиканского костела был перенесен в 1955 году в помещение филармонии
Существовала целая династия из трех поколений органобудивникив Бернацких. Основателем фирмы в 1860 году был Хуго Эрнест Бернацкий (1829-1884). Старший сын основателя фирмы Доминик (1870-1928) стал одним из самых известных польских органобудивникив и был даже официальным поставником российского императорского двора: орган его работы был установлен в Царском Селе (в настоящее время г. Пушкино) под Санкт-Петербургом. Младший брат Доминика Вацлав (1878-1954) работал вместе с Яном Сливинским во Львове. В 1908 году Доминик открыл фабрику органов в Свободно (современный Вильнюс), а в 1912 году до него присоединился брат Вацлав. В 1914 году главная фирма Доминика перебазувалась во Влоцлавек, а фабрика Вацлава в Свободно стала самостоятельной. Орган для Доминиканского костела был изготовлен на фабрике Доминика Бернацкого между 1905 и 1914 годами, но на которой из фабрик, указать тяжело.
Чтобы сохранить прекрасный 32-х регистровый орган Бернацкого, в середине 50-х годов из закрытого и недействующего тогда Доминиканского костела он был перенесен к концертному залу на ул. Чайковского, 7, который тогда принадлежал консерватории.


Орган костела св Марии Снежной

9 апреля 1891 года в костеле св. М. Сніжної во Львове в присутствии любителей музыки и членов городского совета состоялась проба органа, построенного на фабрике Яна Сливинского специально с учетом акустики и интерьера костела. Средства на строительство органа собрало общество города, которое перед тем смогло возобновить сам костел. Орган состоял из двух секций: в первой были размещены две клавиатуры и трубы обоих мануалов, во второй - трубы педали и мехи. Такое построение было обусловлено тем, что на галерее, где нужно было разместить орган, существовала ниша, которую не следовало закрывать органом. Инструмент имел в целом 14 регистров: 7 - в И мануале, 3 - в ІІ мануале (позитиве) и 4 в педали.


Реконструкция вида органа
костелу св. М. Сніжної

Сам органобудивник Сливинский в концерте при открытии органа продемонстрировал, каких прекрасных эффектов можно получить комбинацией разных регистров. Орган позволял играть так быстро, как на фортепиано. 8-футовые регистры отмечались хорошим голосом и полнотой звука, но большое количество 4-футовых регистров остались обок ясности и воспитанности звучания общего строя. Использование механической трактури, что тоже было характерным для органов Сливинского, делало игру на инструменте легкой даже при копуляции (соединении) обеих клавиатур. На органе было легко выполнять и фуги Баха, и аккомпанировать певцам.
Орган костела св. М. Сніжної перестал действовать после войны. Место, где стоял орган оказалось очень сырым, потому что мало общую стену с колокольней, которая опиралась на деревянные сваи. В костеле чувствовалась сильная вибрация от трамваев, но к началу 80-х годов орган стоял почти не разрушенный, лишь приходился порохом. В костеле был состав, а в апреле 1986 года, когда здесь открылся музей фотоискусства, значительного количества труб в органе уже не было. Полностью демонтирован он был в начале 90-х годов, когда помещения передали греко-католическому церковному обществу, но хранить в дальнейшем деревянные конструкции уже не было смысла.


Орган Консерватории

Огромное количество органов, которое изготовлялось на органных фабриках Польши, требовало соответствующего количества органистов. Фабрика органов, которая была заложена Яном Сливинским в 1876 году во Львове, могла обеспечить спрос на органы в Галичине и прилегающих территориях. Подготовкой органистов занимались в Консерватории Галицкого музыкального общества (директором консерватории до 1887 года был Кароль Микули). В 1878 году на фабрике Яна Сливинского был изготовлен инструмент на заказ дирекции Консерватории. Через 14 лет интенсивной эксплуатации этого инструмента для учебы и концертов дирекция в 1902 году отмечала, что “звук органа прекрасен и благороден, а благодаря употреблению при построении хорошо выдержанных и качественных материалов, орган не нуждается ни в каком ремонте или направи”.


Реконструкция вида
органа консерватории


Органы Оперного театра

Строительство Оперного театра продолжалось три года и было закончено 4 декабря 1900 года. Один из лучших на то время в Европе театр не мог обойтись без приличного органа.
Сценический орган. Размещение первого органа в театре было предусмотрено проектом. Для него над сценой была построена консоль, на которой львовской фирмой Яна Сливинского был смонтирован орган. Инструмент имел один мануал, подвесную клавиатуру, 11 регистров, швеллер, механическую трактуру. В таком небольшом органе существовали регистры достаточно больших труб: 16-футовый Principal, 8-футовая Quinta, - еще была в нем трехрядная микстура. Орган имел солидное, густое звучание и использовался в спектаклях, но одно неудобство делало игру сложной: место органиста из-за небольших размеров консоли было расположено между шкафами органа так, что он не мог видеть дирижера, а, чтобы увидеть сцену, нужно было оглядываться назад. Это существенно осложняло работу органиста и создавало проблемы на убыток выполнению.
Орган из костела г. Борислав. В середине 60-х годов к театру был перевезен орган из недействующего костела города Борислав. Орган разместили на третьем балконе слева от сцены. Изготовлен он был на фабрике Рудольфа Хассе во Львове, которая содержалась в несуществующем теперь доме на улице Песчаной, 9. Орган имел два мануала и педаль, 16 регистров (5 в И мануале, 6 в ІІ мануале и 5 в педали), фасад был выполнен в псевдоготическом стиле. Приятным звуком отличалась Trompette в И мануале. Но и здесь не удалось избежать неудобства: чтобы видеть дирижера и сцену, органист должен был вставать с места, как всадник в стременах.
Во время одного из спектаклей при толпе зрителей на балконе орган был существенно поврежден и он перестал действовать.
Возобновление органов во время капитальной реставрации театра в 1984 году могло задержать открытие театра еще на несколько лет и требовало больших денежных затрат, которых не было, кроме того сценический орган мешал продергиванию электрических коммуникаций для механизации сцены, а орган на балконе занимал места для зрителей. Был отдан приказ органы демонтировать. Министерство культуры СССР было поставлено перед фактом и уже ничего не могло сделать. Так органы были демонтированы, а трубы были списаны, как утиль цветных металлов.


Орган костела св Антония

Орган костела св. Антония
(525 всего слов в этом тексте)
(798 пересмотров)

самый Молодой действующий во Львове орган размещен в костеле св. Антония, что на перегибе ул. Личакивской. Инструмент построен в 1937 году на фабрике “Станислав Крючковский и сын” в Пьотркуві-трибунальном, что неподалеку от Лодзя. Внешне он выполнен очень просто и лишен особенных украшений. Состоит из двух секций, промежуток между которыми занимает окно. Такое конструктивное решение было характерным для большинства львовских органов.

Орган костела св Антония →


Орган костела св М Магдалини Дому органной и камерной музыки

Идею построить большой орган в этом костеле следует считать очень удачной: помещение насыщенно светом из больших окон, имеет оптимальные акустические размеры. Орган костела св. Г. Магдалины, опус 2565, был построен в 1936 году известной чешско-австрийской фирмой “Rieger”. Орган имел 70 регистров (из них - 3 трасмисийних), 3 мануала, педаль и 4-тий мануала, так называемый Choir (хор). Главный пульт управления был установлен возле основной части органа на балконе. Необычным и оригинальным в органе было то, что 12 регистров (Choir) были размещены отдельно в другом конце зала в специальном шкафу с левой стороны над алтарем; имел орган и дополнительный пульт управления в самом алтаре. При игре на этой части органа нужно было открыть окна в комнате над алтарем; при закрытых окнах создавался эффект приглушения громкости, которое позволяло органисту улучшить и облегчить сопровождение хора. Кроме того при выполнении произведений из главного пульта отдельная часть органа позволяла создавать эффект отдаленного и таинственного звучания, а два пульта позволяли играть из дорогой части залу и даже двум органистам одновременно при предыдущей договоренности о делении регистров. Большое количество регистров, широкие возможности копуляции, наличие комбинаций делали этот орган пригодным не только для службы, но и для концертных выступлений.
После второй мировой войны орган перестал действовать, а в начале 60-х годов помещения костела передали клубу политехнического института. Лишь в 1968-69 годах чешская фирма Rieger-Kloss из города Крнов в Северной моравии выполнила первую очередь реконструкции органа и он опять заиграл. Орган получил новый номер в каталогах фирмы - опус 3375 - и приобрел состояние и вид, который хранит сегодня. Вместо старика фирма установила новый пульт, возобновила потерянные трубы, пришлось изменить деление регистров между мануалами. Choir было решено не возобновлять, хоть сохранились шкаф, воздушные каналы, часть труб и дополнительный пульт.


Орган костела
св. М. Магдалини
(Дому органной
но камерной музыки)

Орган костела св М Магдалини Дому органной и камерной музыки →