Архів за місяць Вересень 2007

Подземный Львов



новые игры для телефона

Карнавал жизни древнего Львова

Или умеем мы так любить родной Львов, как те, которые жили здесь к нам? Как они жили? Что сплачивало их в общество? Как творили они свою жизнь? Чем гордились, кого любили? Что и как праздновали?

Попробуем открыть завесу времени… Галицко-волынское княжество в 1198 году возглавил Роман - правнук Владимира Мономаха, учредив династию Романовичив. Его сын Даниил заложил на Лысой горе, которая возвышалась над Полтвой княжеский замок и дал ему назову Львов. Князь очень удачно выбрал место для его расположения на большом торговом пути между Генуэзскими колониями в Крыму и Европой, Черным и Балтийскими морями, Днепром и бугом, Киевом и Краковом, Венгрией и Литвой. Сюда охотно переселяются немцы, перебирая в свои руки местную торговлю и внедряя немецкие порядки. Перекочевали армяне из Арни после опустошительного землетрясения, жили поляки и гебреи, арабские купцы и татары. Большинство жилы в национальных кварталах, храня свои древние обычаи и создавая новые львовские традиции. Начинается бурная производственная деятельность, которая поддерживается соперничеством разных национальных обществ. Расцветает торговля, люди начинают лучше понимать друг друга. Разные языки, разные религии, разные обычаи, но когда под княжеским замком начинают свои представления путешествующие украинские блазни-скоморохи, совпадают все. Гебреи оставляют свои ятки с шелками и бархатом, армяне закрывают свои крамнички с шафраном и перцем, заморскими винами, украинские кмети побросали свою рыбу, воск и мед, увидев толпу киевских пересмешников, которые с бубенами и дудками, вызванивая и подпрыгивая, расположились у подножия замка. Выбежала вся княжеская дворня, вышел и сам князь Даниил. Боже, которое же это было зрелище! Скоморохи выплясывали что-то странное, бегали и прыгали на ходулях, гудели на дудках, выигрывали на колокольчиках. А, увидев князя, ребята поклонились, гусляр ударил по струнам и запел поздравительную песню, приветствуя обладателя земли Галицкой от стольного града Киева. “Дорого, дорого!” - плескал в ладони князь, радовались все, а особенно юнки, которые влюбленно смотрели на этих удивительных артистов. Не у одной замерший сердце, как вышел лирник и, заиграв вместе с лирником свадебную мелодию, запел:

“А в той горнице стоит Пашись
Убиралась и наряжалась.
К церкви шла, как заря взошла
У церквей взошла и засияла.
Там господа стояли тай сия спрашивали
То ли царевна, или королева?”

Карнавал жизни древнего Львова →


Неизвестен Львов

Ваш браузер не поддерживает фреймы.


Из истории львовской прессы

Перед началом ІІ мировой войны в самом лишь Львове выдавалось около 300 газет и журналов - украинских, польских, еврейских. В целом в воеводстве - 373 названия. Лишь ежедневных газет было: 6 польских - “Дзенник польски”, “Газета Львовска”, “Слово народове”, “Илюстровани гонец поранни”, “Илюстровани экспресс поранни”, “Век нови” (при этом три последние имели утренние и вечерние издания), три украинские - самое старое “Дело” (в 1937-1938 гг. ежедневный выпуск имел 10 страниц, а в субботу 16), “Новое время” (трижды на неделю), “Украинские висты”, две еврейские - “Хвиля” (польской, выходила из 1928р., а с 1933 имела утреннее и вечернее издание), “Морген” (единственная ежедневная газета на индиши в Галичине и на Волыни), одна российская “Русский голос” и одна немецкая “Остдойчес Фольксблятт”.

А еще же поступали ежедневные газеты из Варшавы, Кракова и других городов. Возникает вопрос: То же это все читал?

О населеннисть Львова перед войной можно говорить лишь приблизительно, потому что последняя перепись состоялась лишь в 1931 году. Во Львове тогда жило 312231 лицо. Дальше идут цифры, которые определяли вероисповедании и риду язык, они могли и не совпадать. Следовательно, католиков, вірмено-католиков и евангелистов было 161129 (сюда входили поляки, тысяч зо три, армяне, около 300 чехов и других). Лиц еврейского вероисповедания - 99595, хотя сами евреев было больше, потому что какая-то часть вихрещувалась. Греко-католиков нараховувалос 49747, православных - 1077. Среди православных было 462 росиянини, 24 белоруса, несколько греков, остальные - украинцы. В 1939 году Львов насчитывал 318433 жителя.

Разивий наклад (то есть за один день) всех львовских газет приближался до 220 тысяч экземпляров. Следовательно, даже если часть газет расходилась вне Львова, то можно все равно можно сделать вывод, что львовяне пресса любили.

Из истории львовской прессы →


Инженер Карл Рихтманн

Июнь 1910 года. Известны львовские инженеры Е. Лібанскі и К. Ріхтманн осуществили 40-минутный полет над Львовом управляемой воздушной пулей, все стадии которого фиксировала фотокамера. Инициаторов и организаторов полета, рафинированных интеллигентов, объединяло притяжение к прогрессу, любовь к технике во всех ее проявлениях. Фигура Эдмунда Либанского известнее нам в связи с его деятельностью относительно организации первых львовских кинотеатров, фотографического общества «Коперник», популяризаторских лекций по истории техники, вместо этого, практически неизвестным остается лицо Карла Рихтманна, владельца одного из престижных инженерных бюро.

Уроженец Перемишля Карл Рихтманн (1863-1921) получил техническое образование в учебных заведениях Львова, Вены, Парижа. От 1895 г. он работал инженером железнодорожного строительства, строительным, архитектором, принимал участие в сооружении многих известных объектов во Львове. Именно фирме инженера Карла Рихтманна Комитет строения костела св. Ельжбети в 1903 г. поручил выполнение строительных работ за проектом известного архитектора, профессора Теодора Талевского. Через ошибку Талевского в расчетах мицности фундамента не удалось достичь запроектованой высоты шпиля костела.

Рихтманн был успешным бизнесменом, дальновидно и выгодно вкладывал свои прибыли. в 1897 г. он покупает земельный участок на ул. Академической, 28 (пр. Шевченко), где архитектор Якуб Балабан построил на его заказ прибыльную кам’яницю. Один по бокам кам’яници выходил на сведенный этого же года на пл. Академической памятник известному львовскому драматургу Александру Фредру (за пр. Л. Маркони).

Инженер Карл Рихтманн →


Хронология Львова

V ст. н.э. - Славянское поселение в околицах современной пл. Разные во Львове.
Х-ХИИ ст. - Древнерусское поселение на Замковой горе.
1238-1264 - Правление короля Даниила Галицкого.
1256 - Первое летописное упоминание о Львове.
1259 - Разрушение укреплений Львова на веление золотоординского военначальника Бурундая.
1264-1301 - Правление короля Льва Данииловича.
1270 - Начало переноса центра Княжеского Львова у околицы современной пл. Рынок.
1287 - Оборона Львова от войск хана Телебуги.
1301-1308 - Правление князя Юрия И Львовича.
1323 - Гибель князей Андрея и Льва Юрийовичив.
1323-1340 - Правление Юрия-Болеслава II.
1340 - Грабительские походы Казимира III на Львовскую землю.
1340-1345 - Правление боярина Дмитрия Детька.
1349 - Увлечение Галичины и Львова Казимиром III.
1370-1387 - Галичина в составе Венгерского королевства
1372-1379 - Правление князя Володислава Опольского.
1387 - Присоединение Галичины и Львова к Польскому королевству (до 1772 г.).
1356 - Получение магдебургзького права.
1381 - Первое документальное упоминание о львовской ратуше.
1434 - Образование Руского воеводства с центром во Львове.
1445 - Завершение строительства оборонных башен Высокой стены.
1438, 1498 - Нападения татарских и турецких войск.
1479, 1494, 1511, 1527 - Большие пожары города.
1542-1544 - Создание первых братств.
1574 - Иван Федорович выдает во Львове “Апостол” и “Букварь”.
1578, 16 июня - Казнь Ивана Пидкови.
1585 - Создана школа при Львовском братстве.
1586 - Утвержден устав Успенского братства.
1591 - Основана типография Львовского братства.
1648, 6-16 октября - Осада Львова крестьянско-казацкими войсками под проводом Б.Хмельницького. Получение Высокого замка.
1655, 25 сентября -8 ноября - Вторая осада войсками Б.Хмельницького.
1661 - Основана Иезуитская коллегия.
1672, 1675, 1695 - Нападения турецко-татарских войск.
1704 - Штурм и ограбление города шведскими войсками Карла XII.
1744-1761 - Сооружение собора Св. Юра.
1772, 19 сентября - Занимание Львова австрийскими войсками.
1772 - Образование в составе Габсбургской империи Королевства Галичины и Ледомерии из столицею-у Львове.
1776 - Начало издания “Gazett d’Leopol”, первой газеты в Украине.
1776 - Основан первый постоянно действующий городской театр.
1777 - Начало ликвидации городских укреплений.
1780 - Церковная реформа Иосифа II.
1783 - Основание Духовной греко-католической семинарии во Львове.
1784 - Реорганизация Иезуитской академии во Львове на университет. Создание библиотеки.
1784-85 - Основана первая академическая гимназий
1827 - Основан Институт Оссолинских.
30-ые годы XIX ст. - Деятельность кружка “Руска Троица”.
1844 - Открыто Техническую академию.
1844 - Опубликована “Хроника города Львова” Дениса Зубрицкого.
1848, март - Массовые антиавстрийские выступления львовян
1848, 2 мая - Создан Главный Руску совет.
1848, 15 мая - Выход газеты “Заря Галицкая”.
1848, 19-25 октября - Собор Руских ученых.
1848, 1-2 ноября - Вооруженное восстание.
1849 - Основан Народный дом во Львове.
1851 - Основан исторический музей.
1853 - Изобретена керосиновая лампа.
1858 - Газовое освещение улиц города.
1861 - Построена железная дорога Львов - Краков.
1864 - Открыто украинский театр при обществе “Руска беседа”.
1868 - Основано культурно-образовательное общество “Просветительство”.
1873 — основание во Львове одного из самых старых в Европе Естественного музея.

1874 — во Львове создана первая украинская средняя школа (гимназию).

1874 — во Львове создан городской промышленный музей (теперь Музей этнографии и художественного промысла) — один из наибольших специализированных этнографических музеев Европы, самая богатая художественная казна декоративного ужиткового искусства Украины. Здесь находится наибольшая и самая ценная в Украине коллекция часов.

1879 — основан парк Килинского (теперь Стрыйский парк), который на поч. 20 век был признан одним из самых красивых парков Европы.

Хронология Львова →


Конный трамвай

Львов издавна был большим городом Восточной Европ. Но особенно быстро начал он расти во второй половине XIX ст. благодаря развитию промышленности и торговле, очень выгодному географическому расположению на перекрестке важнейших, путей сообщения. Особенно способствовало росту города строительство железнодорожных путей, которые в 1861-1873 гг. веером разошлись от Львова ко всем уголкам Галичины (в 1861 р.- к Перемишля, в 1866 р.- к Станиславу и Черновцов, в 1869 р.- к Золочева и Бродам, в 1873 p.- в Стрый). Железнодорожные пути соединили Львов с Краковом, столицей Австро-венгерской монархии Веной, Одессой, Киевом, а позже - через Закарпатье - с Будапештом.

Благодаря своему размещению Львов привлекал много предпринимателей. В городе возникли много составов, небольших промышленных предприятий, больших железнодорожных мастерских. Здесь были основаны много посреднических, коммерческих, банковских фирм и частных предприятий. Благодаря тому, что Львов издавна являл собой выдающийся культурный, образовательный (с одним из самых старых университетов Восточной Европы), религиозный и военный центр Галичины и всей восточной части Австро, - Венгерской монархии, развитие его экономики происходило еще быстрее, чем в других городах. Лишь на протяжении 1860-1880 гг. численность населения выросла почти в 1,3 разы, а в следующие 35 лет удвоилась.

Таким образом, в конце XIX ст. Львов превратился в пятый по размеру город Австро-венгерской империи (после Вены, Будапешта, Триеста и Праги) и в наибольший город в Галичине (значительно опередив Краков).

Конный трамвай →


На кружку пива - в музей



Йоган Альнпех

Йоган Альнпех

О естественных богатствах, расположениях и застройке города, людей и их основных занятиях (1603-1605 гг.)

… Этот город имеет наилучшие каменоломни по сравнению с другими городами Польши, четыре кирпичные заводы, много печей для производства известки, а также большое количество дерева, пригодного для строительства. В окружающих горах есть также залежи гипса и хорошего прозрачного алебастра, которого мало где можно найти. Город имеет архитекторов и опытнейших строительных - поляков, немцев, итальянцев, и в каждой профессии настолько прекрасных мастеров, что нигде в Польше нельзя бы лучше вооружить войско, как здесь…

Йоган Альнпех →


Языком Стен

Или не самая известная надпись во Львове мы бачимонад порталом прежнего Доминиканского костела, а тепергреко-католической церкви Пресвятой Евхаристии. Ченци-доминикани прибулидо Львова еще во времена князя Льва, который, приглашая их, хотел догодитисвоий жене, венгерской принцессе Констанции, которая была католичкой.Вновь прибывшие монахи обустроились на месте прежнего князивскогопалацу. Доминикани переводится латынью еще как Domini cannes (доминиканнес), то есть Господние псы. Их символ на фасаде храма — пес зисмолоскипом в зубах, который лежит на Святой Библии и охраняет ее. Иснуетакож легенда, что матери Доминика Гусмана, основателя ордену, круги вонабула беременная, появился ангел Господний и известил: “Ты народишсмолоскип, который сожжет врагов святой веры”.
В середине XVIII века на месте своего прежнего готического храмудоминикани построили прекрасный бароковий ансамбль с величественной надписью:”Soli Deo honor et gloria” — “Лишь Богови честь и слава”.
Если хорошо поприсмотримся, то достаточно много интересных надписей найдем и настинах Латинской Катедри. Надписи и образ Девы Марии на стиникатедрального костелу со стороны улицы Галицкой рассказывает нам протрагічну и трогательную историю, которая произошла во Львове сверх четиристолиття потому. в 1598 году умерла от неизлечимой болезни 9-річнаКатруся, дочка мещанина Войцеха Домагалича. Дедушка девочки, видомийльвивский геометр Юзеф Вольфович, убитий горем, нарисовал и встановивна стене костела обид Матери Божьей Ласковой. Впоследствии здесь збудуваликаплицю с этим образом, часть которой далеко выступала на середину вулицигалицкой. С годами каплица приобрела исключительное значение для верующих.Тогдашний львовский хронист писал: “Было то для старого Львова мисцесвятише святого. Заполненная молитвами и пением, денно и нощно освещенная, окруженная стоячими на коленях людьми, была эта каплица будто сердцем Львова, потехой в его печалях и охраной в несчастьях”. Было большой честюпомолитися в этой каплице перед образом даже для польских королей. Напоследок XVIII век австрийская власть ликвидировала кладбище навколокатедри и приказала разобрать каплицу. Чудотворный образ Матери Божоиласкавой был перенесен к катедри, а на внешней стене залишивсянапис в память о маленькой Катрусю и ее дедушке, который увековечил себя, нарисовав чудотворный образ.
Многие, наверно, проходя мимо катедру, заметил ядра, якивисять на ее стенах. Это память о самой грозной турецкой осаде Львова1672 года. Султан Мехмет Четвертый, захватив все Подолье, доручивКапудан-паше и его союзнику гетману Петре Дорошенку взять Львов.Наибольшее количество войск за всю его историю — 230 тысяч — оточиламисто. Регулярные польские войска — драгуны, которые по приказу короляприбули для обороны, быстро убежали подальше от опасности, не веря уможливисть противостоять такой огромной военной потуге. Практичноуси знатные и богатые граждане оставили город, но бургомистр Львова, Бартоломей Зиморович, привел к присяге остальных мещан и они поклялись, что в любом случае не оставят города и будут стоять до конца. Их булотрохи больше одной тысячи. И произошло чудо — имея преимущество в 230разів, врагу все же не удалось ворваться к городу. Капудан-пашапогодився на выкуп в 80 тысяч талеров, из которых город мог оплатить лише5 тысяч. К моменту полной выплаты турки взяли десять заложников, среди которых были и два украинца. Весь город со слезами благодарности проводжалоих в неволю. К заложникам по собственному желанию пристал мещанин Якивнирка. Целые семь лет находились они в турецкой неволе, аж покимисто не выплатило все деньги, но вернулись домой живыми не все.
Наибольшее ядро, которое висит со стороны Площади Катедральной напоминает нампро эти события и имеет надпись: “Ex obsidione turcica”, то есть “Из турецкоиоблоги, году Божьего 1672, дня 28 марта”.
А старинная, красиво украшенная надпись латынью, рассказывает историюменшого ядра, которое висит со стороны каплицы Боимив: “Во время осады Львоватурками года Божьего 1672 дня 29 сентября это 38-фунтовое ядро, вистриленез пушки, перелетело через восточное окно, упало к середине костела великоватым алтарем и задержалось без всякого вреда под распятием впресвитерии, когда, собственно, в ночь на Святого Михаила бурлила страшнабуря с громами и молниями”.
Артилерийний снаряд на фоне темно-червоной австрийского кирпича, вмурованный в стену Катедри, напоминает об украинско-польской війну1918-1919 лет, а надпись тоже латынью говорит: “Ex obsidioneruthenorum” — “Из украинской осады 5 марта 1919 года”.
Такие же достопримечательности можно увидеть на стенах Преображенской церкви(здесь стоит дата 5 января 1919 года) и церкви Ольги и Елизаветы напривокзальний (6 и 9 марта 1919 года). Все эти храмы пострадали видобстрилив во время почти пятимесячной осады Львова, какую здийснювалиукраинци после того, как оставили город.
Единственная достопримечательность, собственно, со времен Ноябрьского Чина 1918 года –ядро на цепях без всякой надписи висит на южной башне костелумарии-магдалени на улице Степана Бандери. Это память об обстрилукраинцями 21 ноября из Цитадели польского отряда, какой зайнявпозицию на башне костела Марии-магдалени. Именно тот обстрел зруйнуваввежу.
Обычай украшать жилье крылатыми выражениями и ризноманитнимисентенциями философского содержания существует во Львове с древних времен.Камъяниця 28 на площади Рынок известная тем, что здесь провел свою последнюю ничперед казнью молдавский правитель Иван Пидкова. А из XVI века цейбудинок по большей части принадлежал аптекарям и врачам. Здесь мы над обидвомапорталами и над всеми окнами видим латинские надписи, которые поражают нассередневичной мудростью, которая не потеряла своего значения и сегодня. Сверхокнами третьего этажа слева видим надпись Probus invide nemini(”Мудрый не завидует никому”), Domat omnia virtus (”Добродетель перемагаевсе”) и Virtus praem v. honor (”Почет — награда добродетели”). Ниже –”Де благодать, там и Бог”, “Где избытки, там грех” и “Где богатство, тамприятели”. Слева от портала очень характерный для эпохи Ренесансувислив: “Никогда полезное не проходит с прекрасным” и наконец сверхглавным порталом: Deus meus et omnia — “Бог мой и все”. Если миспробуемо серьезно порозмирковувати над этими сентенциями, то, возможно, хоть немного приблизимся к человеку эпохи Ренессанса — умной, спокойной, гармоничной и жизнерадостной.
Известен дом “Времен года” на улице Армянской, 23 бувдекорований во второй половине XIX века рельефами чудовогоукраинского мастера Гавриила Красуцкого. Здесь мы видим рельефы, якиалегорично изображают четыре времена года и римского бога Сатурна, из якимповъязани представления о “золотом возрасте”. Это аллегория весны и надпись: “Небарися и ниву жирную пусть переорюють сильные волы”. Лето с надписью: “В спекутреба срубать хлеба золотии”. Это осень, которая, как написано, “барвистидаруе плоды” и наконец зиму характеризуют слова: “В холода землеробиживуть урожаем и весело пируют между собой”. А это уже точно пронас, особенно о месяце январь. Все цитаты взяты в давнеримскогопоета Вергилия.
Очень оригинальную надпись мы можем увидеть на фасаде Техничноибиблиотеки университета “Львовская Политехника”. Hic mortui vivunt etmuti loquuntur — “Здесь мертвые живут, а немые говорят”.
А главный корпус Политеху говорит к нам девизом Litteris et artibus — “Науками и искусствами”.
На так называемом “доме медиков”, что на улице Конопницкой, 3 мижвикнами второго и третьего этажей читаем: “Жизнь короткое” (к сожалению),”Мистецтво вечное, или наука длинная” (и то, и другое мало утешает, колижиття короткое), “Случай скоропреходящ” (да… и радость, и горе швидкоминають) и, наконец, “Утверждение затруднено” ( здесь уже ничего незаперечиш). Все эти высказывания принадлежат выдающемуся античному медиковигиппократу.
А владелец дома на Парковой, 14 пожелал мать у себя дужеоригинальну латинскую сентенцию “Неприятелю, обходи мой дом” (интересно, должны ли были обходить его дом неприятели, которые не знали латыни?)
В отличие от жителя из Парковой, во многих львовских будинкахми наталкиваемся на приветливое лаконичное Salve — “Приветствую”, как, например, на полу врат камъяниць на улице Новый Мир. Интересно, что в часикозаччини из этого латинского приветствия сделали кальку и обозначили такстрильбу из пушек “сальвами” (залпами).
В новейшие времена (наверно, чтоб казаться более умными) спробоюповернутися до давней традиции есть латинская надпись на фасаде новогокорпусу Ветеринарной Академии — “Животные, составьте почет людям”. При щотварини должны благодарить людей — не известно, разве что за опыты надними, но что написано, то написано.