До конца 18 века количество монастырей во Львове были чрезвычайно большим. Из-за большого количества монахов в городе даже австрийский кайзер назвал его «городом черных воронов». Много из них пошло в небытие, некоторые живут и до сих пор. Вы посетите наиболее интересные прежние и действующие монастыри Львова : Бернардинив, Доминикан, Бенедиктинок, кармелитов босых и других.
Бернардинский монастырь.
Еще в начале ХХ ст. площадь, на которой стоит монастырь носила название Бернардинской. Времена изменились, но творение архитектора П. Римлянина продолжает радовать глаз львовян и туристов.
Базилику Костела в стиле итальянского ренесенсу возводился в 1600 по 1630 годы на месте своего деревянного предшественника из XV ст. Дело, начатое П. Римлянином, продолжал архитектор А. Благосклонный, а еще строительный монах Бернард Авелидес. Понятно, что Бернард был бернардинцем. Возможно из-за того, что сооружение имело нескольких «родителей», она являет собой роскошный пример мешанины стилей : суровый низ в традициях аскетического П. Римлянина противопоставил много декорированному верху сооружения в стиле маньеризму. Похожие элементы найдем в архитектуре Северной Европы в те сутки.
Присмотритесь к фасаду - и увидите статуи святых бернардинского ордену, а в нишах второго яруса - скульптурные изображения Богоматери и апостолов Петра и Андрея.
В комплекс прежнего монастыря входят также оборонные муры из Глинянской надбрамной башней. Через нее когда-то вел путь к Глинян. Сбоку улицы Подвальной кляштор выглядит самой настоящей крепостью : в XVII ст. даже храмы должны были помнить об обороне в случае враждебного нападения. Бернардинский прибежище в ту времена был окружен мурами с бойницами. Несколько сохранилось до наших дней. И колокольня в костеле также больше похожая на башню замка. Сведена она была в XVII ст., а перестроенная в 1734 г.
М.Б. вместе с костелом, монастырскими сооружениями, колокольней, ротондой над колодцем, оборонными мурами и декоративной колонной образует единственный архитектурный ансамбль. Монастырский дом построен почти одновременно с костелом. Монастырь сформировался вне городских мур, потому имел свои укрепления и творил отдельную фортификационную единицу. Фрагменты его оборонных стен сохранились на ул. Винниченко и Валовой. В связи с благоустройством пл. Таможенной и строительством подземного перехода в 1976-1977 гг. Полностью открыто и отреставрировано Глинянску башню с вратами (в 1618 г.) что вела в М.Б. из прежнего Глинянского тракта (теперь ул. Личакивска). До 1900 г. в М.Б. находилось шесть полотен «Страстей» известного украинского художника Луки Долинского.
Доминиканский костел.
Проект храма создал военный инженер Ян где Витте по приказу феодала Юзефа Потоцкого. В плане костел эллипсоидный, с прямоугольным алтарем. Его центричная композиция с радиально расположенными каплицами основного объема, завершенного могучим эллиптическим куполом, приближенная к венскому храму св. Карла Боромео. Купол Д.К. Поддерживают восемь пар колонн. Акцентом главного фасада с его характерными для позднего барокко вигнутими линиями является динамический разорванный фронтон, поддерживаемый двумя парами ионических колонн. Экспрессию архитектурных форм подчеркивают каменные скульптуры на фронтоне. Величавостью и торжеством поражает интерьер костела с динамическим нарастанием высотного пространства. Высотную динамику подчеркивают колонны и пилястры. В синтезе с архитектурой выступают скульптура и декоративная резьба. Пидкупольний пространство увенчивают 18 деревянных статуй святых доминиканского ордену работы львовских скульпторов второй половины XVIII ст. Четыре деревянных скульптуры апостолов, которые украшают главный алтарь, исследователи приписывали скульптору Матвею Полейовскому. В интерьере Д.К. находится несколько ценных достопримечательностей искусства: алебастровые надгробные памятники XVI ст., которые происходят из старого готического костела; мраморное надгробие Ю. Дунін-Борковської работы Бертеля Торвальдсена (1816р.); при входе под хорами - памятник губернатору Галичины Ф. Гауеру работы Антона Шимзера - один из лучших образцов львовской скульптуры времен классицизма, а дело - памятник художнику Артуру Гроттгеру работы Валерия Гадомского (в 1880 г.). В советские времена в этом здании размещался музей религии и атеизма, теперь там работает музей истории религии.
Костел бенедиктинок.
Имеет ярко выраженный оборонный характер. Здания значительно пострадали от пожара в 1623 г., отстроенные до 1627 г. По мнению исследователей, до этого времени относится башня у южной стены. Следующая реставрация состоялась после пожара в 1748 г. (архит. Г. Урбаник). В результате многих перестроек костел потерял первичный вид. Памятник - небольшое каменное, прямоугольное в плане сооружение. Неф и алтарь разделяет арка, которая опирается на спарени пилястры. Арку украшают розетки в квадратных полях. Снаружи стены расчлененные глубокими нишами с размещенными в них узкими окнами, углы укреплены контрфорсами. Декоративным элементом выступают резные белокаменные порталы и башня на южном фасаде, завершенная фризом и фигурным ренессансным атиком. К юго-восточной части примыкает здание келий каменная, сложная в плане, двухэтажная, что сохранила приемы и элементы ренессансной архитектуры. Особенный интерес представляет открытая лоджия с тремя арками, замковые камни которых служат консолями для скульптур, установленных в нишах.. Во многих помещениях сохранились резные замковые камни и консоли. Комплекс окружен стенами с барочными воротами XVII ст.
Костел Кармелитов босых св. Михаила.
Костел Кармелитов босых построен на образец римской церкви св. Сусанни. Но он кое-что уже, и в нем первый ярус больше вытянут вверх, что изменило архитектонику портала и входных дверей. Его строительство началось в 1634 году, но через военные события, которые развернулись в скором времени, было прекращено. Завершено сооружение лишь в конце XVII века. Костел меньше размерами от Иезуитского, но имеет преимущество в расположении: Он стоит на повышении перед широкой площадью. Фасад живописно украшен и имеет приветливый вид. В первом ярусе с обеих сторон портала в нишах стоят вазы, на втором ярусе - скульптурные фигуры св. Йосифа и св. Весы (автор Степан Шванер). Центральный неф - с куполом. Его авторство приписывают Яну Покоровичу - сыну львовского архитектора итальянского происхождения Адама где Лярто, званого Повиновение. Костел прямоуголен в плане, тринефний, с трансептом, без апсид, с массивными опорными столбами, которые несут систему сводов. Визуально интерьер воспринимается как однонефний, поскольку боковые нефи, аналогично к иезуитским святыням, образованные соединенными между собой каплицами. Трансепт на перекрестке и в раменах перекрытый сферическим сводом, нефи - пивциркульними сводами с люнетами. Свод и стены покрыты фресковой живописью, которая выполнила в 1731 -1732 гг. итальянский художник Дж. К. Педретті вместе со своим львовским учеником и помощником Бенедиктом Мазуркевичем.
dating bristol